Жизнь архиепископа Станислава Богуш–Сестренцевича сродни авантюрному роману
Более 35 лет назад, когда учился в школе, на урок физкультуры в мой класс пришел тренер по настольному теннису. Каждому из учеников раздали тогда по ракетке с шариком — набивайте, кто больше. Так уж вышло, что я оказался среди «чемпионов». И получил приглашение серьезно заняться пинг–понгом. Получив «добро» родителей, несколько раз в неделю стал посещать секцию. Каждый раз, когда шел на тренировку, останавливался у расположенного неподалеку от спортивной школы здания и читал надпись на мемориальной доске — мол, «здесь, в подвале, находилась подпольная революционная типография». Всего несколько строчек... Но мне, несмышленышу, казалось, что прикасаюсь к чему–то, уходящему в глубь времени на множество лет. И невдомек было, что стены спортзала значительно больше пропитаны историей. Как знать, если бы тогда отложил ракетку в сторону, отошел от стола и приложил ухо к стене, то, может, услышал бы эхо шагов человека, чьим дворцом изначально была нынешняя спортшкола — первого могилевского католического архиепископа Станислава Богуш–Сестренцевича. И хотя сегодня на спортивной школе висит памятная доска, напоминающая о нем, это имя известно далеко не каждому могилевчанину.
Жизнь священника, просветителя, ученого — сродни авантюрному роману. Родился Станислав на западе сегодняшней Беларуси, в семье протестанта и католички. Получил образование во Франкфурте, затем был наемником: сначала служил в Пруссии, затем воевал в кавалерии Великого княжества Литовского. Дослужился до чина капитана, но после ранения был вынужден покинуть армию. Выйдя в отставку, Станислав Иванович поступил учителем в семью Радзивиллов. И... стал героем классической амурной истории — влюбился в одну из своих учениц. Ради брака с ней даже принял католичество. Но до свадьбы дело так и не дошло — родители потенциальной невесты воспротивились. И — на всякий случай — наставника уволили. Богуш–Сестренцевич поступил в Варшавскую школу приоров, навсегда связав свою жизнь с религией. Католический священник достаточно быстро выдвинулся: был известен как в Варшаве, так и в Санкт–Петербурге.
С 1773 года Станислав Иванович руководил Могилевской епархией. Которая спустя 10 лет становится самой большой в мире — занимает территорию от земель сегодняшней Беларуси аж до Сахалина! Первоначально архиепископская кафедра размещалась в фарном костеле. До нашего времени дошли остатки этого самого старого здания в Могилеве. Но экскурсантам увидеть их достаточно проблематично — постройка находится во дворе облтелекома.
Вскоре, правда, кафедра переехала в костел Святого Станислава. Это культовое здание было построено в стиле барокко. Но поклонник классицизма Богуш–Сестренцевич переделал его под свой вкус. К существующему портику был пристроен новый. Когда–то, когда из костела ушел находившийся там (разумеется, в советские годы) областной архив и в здании начали работать реставраторы, мне довелось побывать между двумя портиками — поднимался под самую крышу. Впечатлений от того, что увидел многим недоступное, получил массу.
Именно Станислав Иванович основал в Могилеве типографию, с которой в Беларуси началось книгопечатание гражданским шрифтом. У Богуш–Сестренцевича не грех поучиться нынешним предпринимателям. Ведь фактически было создано рентабельно работающее полиграфическое предприятие, ориентированное на потребности рынка. Историкам известно наименование более 65 названий книг, изданных в Могилеве на польском, латинском, русском, французском и немецком языках. Кстати, многие сегодня с удовольствием покупают календари садоводов, дачников. Что–то подобное читателю первым предоставил именно Станислав Богуш–Сестренцевич. В издании с неприхотливым названием «Белорусский календарь» было множество советов: как сеять, как жать. И рекомендации эти возникали отнюдь не на пустом месте. Скорее, за счет приобретенного опыта. Ведь могилевский архиепископ интересовался — кроме всего прочего — агрономией. И в своей оранжерее, расположенной под Могилевом, выращивал ананасы. Владел Станислав Иванович первой в городе мебельной фабрикой, пивным заводом и суконными мануфактурами. На доходы от предприятий строил костелы даже в Петербурге.
Богуш–Сестренцевич открыл в Могилеве театр. Мало того что сам был литератором — писал научные и историко–краеведческие труды, так еще воспитал достойную смену. Именно в могилевском дворце архиепископа воспитывался сирота — племянник хозяина, будущий классик белорусской литературы Винцент Дунин–Марцинкевич. Дядя, правда, поначалу сразу не разобрался в пристрастиях юноши и хотел направить его на медицинскую стезю.
В конце 1798 года Станислав Иванович переехал в Санкт–Петербург, ставший с того времени резиденцией могилевских католических архиепископов. В столице империи он был принят в ряды академиков, а чуть позже — в 1813–м — возглавил Российскую академию наук.
Уезжая из Могилева, Богуш–Сестренцевич дал волю всем своим крепостным. Причем не просто отпустил их на свободу. Каждый получил земельный надел, коня, семенной фонд и деньги на приобретение леса для строительства дома. Кроме этого, архиепископ учредил 15 стипендий для бедных студентов и 4 стипендии для студенток, получавших образование в столице Российской империи. Опять же за счет собственных средств...
Все, что сделал Станислав Иванович Богуш–Сестренцевич, не просто достойно уважения. Еще — гордости белорусов за такого выдающегося земляка.
Рыцарь верыЖизнь архиепископа Станислава Богуш–Сестренцевича сродни авантюрному романуБолее 35 лет назад, когда учился в школе, на урок физкультуры в мой класс...