Героином по зависимости от кокаина. 21.by

Героином по зависимости от кокаина

28.10.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



У Международного валютного фонда (МВФ) работы невпроворот. Десятки стран мира находятся в опасной зоне риска суверенного дефолта, долги нарастают, дефициты бюджетов не сокращаются.

Очищение финансовой системы мира от плохих кредитов и активов идет очень медленно. Центробанки США, ЕС и Японии активно допечатывают новые деньги, крупные корпорации тоже не сворачивают эмиссию разного рода ценных бумаг. Накачка монетарного пузыря и накрутка очередного бизнес-цикла продолжаются. И это далеко не все диагнозы мировой финансовой системы, поставленные МВФ в октябрьском докладе Global Financial Stability Report. Sovereigns, Funding, and Systemic Liquidity.

По мнению МВФ, мировая финансовая система продолжает оставаться ахиллесовой пятой глобальной экономики. Даже самые мощные компьютеры в мире при помощи наиболее сложных макроэкономических моделей не в состоянии определить, куда, как и с какой скоростью развивается экономика. Не удивительно: в 2009г. объем облигаций, ценных бумаг и банковских активов мировой экономики превысил 400% ВВП планеты.

Центробанки западных стран сделали деньги и кредиты практически бесплатными. Однако бизнес и домашние хозяйства слабо на это реагируют. Наступает время платить по долгам и счетам, а доходы не только не увеличились, но даже упали. Правительства делают вид, что работают в устойчивом финансовом режиме, но с каждым годом имитировать эту финансовую устойчивость все сложнее. Каждый год кредиторам нужны новые аргументы при ухудшающихся балансах. Причем фискальной распущенностью страдают как правительства, так и крупные банки и корпорации.

В Европе, по информации МВФ, наблюдается усиление уязвимости банков и правительств. Фонд указывает на кризис и одновременно прогнозирует рост мировой экономики более чем на 4% ВВП. Как и Беларусь, многие страны мира прирастают за счет создания очередных «пузырей». Развитые страны постепенно сокращают искусственную поддержку государства, переходя на частный спрос, но ликвидация господдержки все еще не планируется. МВФ отмечает наличие «шоков для экономического роста, что увеличивает риски устойчивости долговых обязательств».

ПОЛНАЯ ДЕТОКСИКАЦИЯ

Укрепление финансовой системы мира и обеспечение восстановления экономики предлагается осуществить посредством трех реформ. Суть первой заключается в ликвидации проблемного наследства банков и, где необходимо, их рекапитализации. Два года после кризиса не привели к восстановлению доверия к финансовым институтам. «Существующие вызовы устойчивого обслуживания государственных долгов вкупе с необходимостью переоформления большого объема краткосрочного долга и недиверсифицированной базой инвесторов сохранили уязвимость отдельных стран зоны евро к трудностям в поиске кредиторов», - полагают эксперты МВФ. Не удивительно, ведь детоксикация и дилеверизация балансов банков и финансовых институтов так по-настоящему и не начались. Правительства и центральные банки решили завалить проблемные институты свеженапечатанными деньгами и ценными бумагами. Приватизация национализированных финансовых институтов не произошла. Тем самым власти подарили им пару лет спокойной жизни и даже экономического роста. Эта медвежья услуга едва ли обрадует вкладчиков и акционеров банков. Риски сохранности их денег нисколько не уменьшились, а во многих случаях даже увеличились.

Объем списанных плохих долгов в 2007-10гг. оценивается в $2,2 трлн. - в основном они скопились из-за потерь на рынке ценных бумаг. Нет оснований хвастаться успехами в обслуживании краткосрочных долгов. Банки не могут рассчитаться с ними и постоянно прибегают к их переоформлению. До 2012г. требуется продлить действие кредитных договоров с банками на сумму около $4 трлн.

Белорусские банки - в первую очередь государственные - тоже пока обошлись без серьезной ревизии своих балансов. Правительство предпочло обеспечить их капитализацию щедрой эмиссией Нацбанка, простимулировав внутренний спрос. Но речь не о создании устойчивого частного спроса: правительство обещало МВФ создать спецструктуру и «сбросить» туда все плохие долги госбанков. То ли долгов могло оказаться слишком много, то ли страх системной реструктуризации банковской системы парализовал начальственную волю.

Вторая реформа заключается в усилении фундаментов баланса госфинансов. Речь идет о сокращении дефицита бюджета, уменьшении госдолга или по меньшей мере замедлении темпов его роста, а также о ликвидации тех госпрограмм, которые приводят к росту объема омертвленного капитала. Данные по всем этим показателям - как в развитых, так и в развивающихся странах - складываются в весьма печальную картину. На горизонте не видна перспектива выхода не то что на сбалансированный бюджет, но даже хотя бы на сокращение его до 3% ВВП. И это в базовом сценарии развития, который предполагает сохранение темпов роста ВВП в пределах 4-5%. Велика вероятность, что ситуация будет развиваться по пессимистическому сценарию. Тогда следует ожидать взрывного роста проблем в госфинансах и банках.

Данная рекомендация в полной мере относится к Беларуси. Минфин страны идет на поводу у популистских требований властей о повышении зарплаты до $500. Не слышат жесткого «нет» тысячи предприятий - бюджетных «пылесосов», которые обслуживают сотни госпрограмм и вытягивают из карманов налогоплательщиков миллиарды долларов. Госдолг растет. Дефицит бюджета растет. Вытеснение госинвестициями частных структур усиливается.

Третья реформа предполагает продолжение ревизии правовой регуляторной базы на основе рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору. Они касаются ужесточения требований к собственному капиталу банков, большей прозрачности финансовых операций, ценных бумаг и т.д.

Международные финансовые организации в целом положительно оценивают качество белорусского банковского надзора. Однако и в нашей стране распространена практика манипуляции показателями балансов, их подгонка для отчетности, сокрытие проблемных мест через целый ряд бухгалтерских и трансфертных операций. До выполнения Базельских критериев путь неблизкий. Надо бы начать с наведения порядка в банках с превалированием госкапитала. Однако трудно ожидать, что только регуляторная реформа банковской системы поможет обеспечить нашей стране устойчивый экономический рост. Банки устойчивы лишь тогда, когда стабильны и благополучны их клиенты…
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
У Международного валютного фонда (МВФ) работы невпроворот. Десятки стран мира находятся в опасной зоне риска суверенного дефолта, долги нарастают, дефициты...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика