Создадут ли в Беларуси антимонопольный комитет?
22.03.2012 08:38
—
Новости Экономики
|
Создадут ли в Беларуси антимонопольный комитет? В Беларуси планируется создать Государственный антимонопольный комитет. В настоящее время готовится соответствующий проект указа президента. Однако, по словам экспертов, смена вывески окажется бесполезной, если не будет изменена экономическая политика, предусматривающая равные отношения к компаниям независимо от формы собственности.
Стоит напомнить, что на заре суверенной Беларуси уже существовало Министерство по антимонопольной политике, которое вышло из комитета при Совмине. Однако на рубеже веков его преобразовали в антимонопольный комитет Министерства предпринимательства и инвестиций. После чего продолжилась его девальвация до Департамента антимонопольной и ценовой политики при Минэкономики, а в итоге и вовсе управления при Департаменте ценовой политики. Нынче наметились планы по возрождению самодостаточного антимонопольного органа, создание которого, что немаловажно, есть в плане мероприятий по реализации Директивы №4. Согласно имеющейся информации, планируется создание подчиненного премьер-министру Государственного антимонопольного комитета с территориальными управлениями, независящими от местных органов власти, посредством реорганизации Департамента ценовой политики Минэкономики и управлений антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Мингорисполкома. Апологеты данного решения мотивируют это тем, что нынешняя структура антимонопольных органов "препятствует реализации антимонопольной государственной политики, как на республиканском, так и региональном уровнях, в том числе в части пресечения запретов и ограничений органов местного управления на свободное перемещение товаров по территории республики, наделения хозяйствующих субъектов функциями органов управления, ведущих к ограничению конкуренции, издания актов и совершения действий, ограничивающих конкуренцию". Разработчики проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" предлагают расширить полномочия антимонопольного органа в части "возбуждения и рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, а также привлечению к ответственности за эти нарушения". Кроме того, вводится определенный перечень обязательных для исполнения предписаний антимонопольного органа, а также список исков и заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, с которыми антимонопольный орган вправе обращаться в суд. Антимонопольный орган надеется на поддержку правоохранительных органов (они могут оказать практическую помощь при проведении проверок и осуществлении административного процесса) и Нацбанка (в части регулирования рынка банковских услуг и определения доминирующего положения банков). Разработчики законопроекта также предлагают определить доминирующее положение хозяйствующего субъекта, как долю на рынке в 30 и более процентов. В настоящее время 30% - для товаров народного потребления, 45% - для товаров производственного-технического назначения. Бизнес-союзы предлагают создать государственный антимонопольный комитет, обладающий независимостью и от правительства, и от отраслевых концернов. Данный комитет, по мнению предпринимателей, должен следить за соблюдением принципа равенства условий хозяйствования для предприятий разной формы собственности. "Мы сможем построить устойчивую экономику только в том случае, если сделаем прозрачными условия для добросовестной конкуренции", - полагает сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. Сегодня зачастую облисполкомы продолжают принимать решения в поддержку местных производителей. Подконтрольные государству предприятия боятся конкурировать с частниками. Отсутствие же конкуренции приводит к небоснованному повышению цен. Впрочем, 27 февраля шаг в антимонопольном направлении был сделан: Виктор Маргелов согласен с необходимостью введения запрета на ценовые сговоры и наложение санкций в случае нарушения условий добросовестной конкуренции. Однако он не верит, что все проблемы этим документом сразу решаться. Председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец полагает, что "в основе монополизма лежит государственный протекционизм". "В Беларуси государство является ключевым бизнес-игроком. Оно контролирует 70% белорусской экономики. Поэтому государству, как собственнику, легче просто давать предприятию указания, как действовать", - говорит глава БНПА. В связи с этим А.Швец сомневается, что "руководители ряда госпредприятий и госорганов, которые проводят по отношению к ним протекционистскую политику, откажутся от нее". Таким образом и создание мощного антимонопольного органа экспертами ставится под сомнение. Он получается лишним. "Смена же названия ничего не решит", - отмечают в один голос они. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В Беларуси планируется создать Государственный антимонопольный комитет. В настоящее время готовится соответствующий проект указа президента. Однако, по словам...
|
|