Белорусский историк: Западнорусизм - не идеология, а этническая идентичность. 21.by

Белорусский историк: Западнорусизм - не идеология, а этническая идентичность

02.02.2012 08:58 — ИноСМИ | ИА REGNUM  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: ИА REGNUM

"В современных условиях западнорусизм - это не столько концепция, какая-то политическая идеология, сколько, как думается, этническая идентичность, которая выстраивается исходя из признания русской культуры и языка как "своих"", - заявил 1 февраля в интервью корреспонденту ИА REGNUM белорусский историк Александр Киселев, комментируя перспективы развития идей западнорусизма в Белоруссии.

"На вопрос о том, что такое западнорусизм, проще ответить, чем он не является. Так, в белорусской историографии доминирует понимание, сформулированное еще в конце 20-х гг. XX в. Александр Цвикевичем и подхваченное в начале 90-х гг. в "Энциклопедии истории Белоруссии" литературоведом Алексеем Кавко. Согласно данному там определению, западнорусизм - это "концепция отрицания историчности белорусов как самостоятельной и самобытной этнической единицы, отождествление их с великорусским этносом". Более того: западнорусизм объявляется идеологией, которой руководствовалась советская власть под лозунгами интернационализма, что является просто абсурдным утверждением", - сказал Киселёв.

По мнению белорусского историка, сущность западнорусизма невозможно понять вне исторического контекста, в котором он зародился. "Недостаток такого понимания западнорусизма заключается в том, что оно несет на себе печать идеологической борьбы, которую вели публицисты "Нашей нивы", члены "Белорусской социалистической громады" и активисты "Белорусской народной республики" в начале XX века", - отметил историк.

"Достаточно сказать, что те, кого называют "западнорусами", никогда не отождествляли белорусов и жителей, например, Рязанской или Владимирской губерний в этнографическом плане. Более того: именно такими деятелями как Михаил Коялович и Евфимий Карский белорусы были опознаны и описаны как этнокультурная общность, - отметил Киселёв. - Другой вопрос, что в XIX - начале XX веков белорусские уроженцы православного исповедания, из среды которых и выходили деятели, зачисляемые историками по ведомству "западнорусизма", более чем скептически относились к идее о необходимости отделения от Российской империи, переводу обучения на белорусский язык и тезису о том, что белорусы являются не частью формировавшейся в тот период русской нации, а отдельной славянской нацией по образцу поляков или болгар".

"В современных условиях западнорусизм - это не столько концепция, какая-то политическая идеология, сколько, как думается, этническая идентичность, которая выстраивается исходя из признания русской культуры и языка как "своих". Большинству белорусских граждан достаточно сложно, например, считать, что Александр Сергеевич Пушкин является иностранным поэтом. Отнюдь неслучайно в Республике Беларусь конституционно закреплен государственный статус русского языка. Вопрос о будущем такого типа идентичности зависит от целого ряда факторов, однако определенно можно сказать только одно: он сохранится и будет оказывать влияние на культурную и политическую жизнь государства", - подвёл итог белорусский историк.

Как сообщало ИА REGNUM, в 2011 году власти Белоруссии инициировали ряд мероприятий, охарактеризованных белорусскими экспертами как "политика мягкой белорусизации". Министерство культуры в декабре инициировало установку очередного памятника великому князю литовскому (Миндовгу), 6 января 2012 года Совмин утвердил госпрограмму "Замки Белоруссии", в рамках которой будут восстанавливаться находящиеся на белорусской территории замки польских магнатов. Недавно, 11 января председатель Союза писателей Белоруссии Николай Чергинец в очередной раз озвучил предложение предоставить льготы гражданам, изучающим белорусский язык. "По нашему предложению все улицы были названы на белорусском языке. По нашему предложению все населенные пункты были названы по-белорусски - знаки стоят", - заявил журналистам Чергинец.

Напомним, в декабре 2011 года Николай Чергинец (в недавнем прошлом - высокопоставленный чиновник) заявил о необходимости организовать курсы белорусского языка и предоставить льготы тем, кто будет изучать белорусский язык на данных курсах. "А стимулом может стать сокращение на час рабочего дня", - заявил Чергинец. При этом сам он отказался проходить обучение на данных курсах.

Также напомним, осенью 2011 года власти Белоруссии возобновили преследование витебского писателя Андрея Геращенко, и в конце декабря уволили его с госслужбы. На протяжении двух лет прозападная оппозиция добивалась увольнения литератора, а председатель провластного "Союза писателей Белоруссии" Николай Чергинец пообещал "расправиться" с витебским писателем. "Дело Геращенко" получило известность после того, как белорусский писатель в интервью российскому порталу "Материк" (28 января 2010 года) заявил о единстве русских и белорусов, обозначил Белоруссию как русское государство, а также отметил, что белорусский язык не имеет в Белоруссии широкого распространения, являясь средством общения националистически настроенной интеллигенции. 

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
"В современных условиях западнорусизм - это не столько концепция, какая-то политическая идеология, сколько, как думается, этническая идентичность, которая выстраивается исходя из признания русской культуры и языка как "своих"", - заявил 1 февраля в интервью корреспонденту ИА REGNUM белорусский историк Александр Киселев, комментируя перспективы развития идей западнорусизма в Белоруссии.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (ИноСМИ)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика