Жизнь, посвященная небу
05.11.2013
—
Разное
|
С первых дней Великой Отечественной войны летчики военной и гражданской авиации сражались вместе 3 ноября гражданская авиация Беларуси отметила 80-летний юбилей. История ее развития неразрывно связана с историей страны, в которую немало ярких страниц вписали авиаторы и в мирное время, и в грозные годы войны. Уже с первых дней боевых действий вместе с военной авиацией мужественно сражались и летчики гражданского воздушного флота. Экипажи тихоходных самолетов доставляли армии вооружение, боеприпасы, обмундирование, медикаменты, почту, вывозили раненых… Недаром многие из них были отмечены высокими правительственными наградами. В числе награжденных были и те, кто в послевоенное мирное время достойно продолжал трудиться на земле и в небе. Алексей Ефимович Неклюдов — яркий тому пример. Авиация стала для него близкой и родной еще в тридцатые годы прошлого столетия. Начинал свой путь с авиационного механика. Но смелого юношу тянуло в небо. Перед началом Великой Отечественной войны он успешно заканчивает Тамбовскую летную школу, и здесь же его оставляют работать пилотом-инструктором. Уже шли ожесточенные схватки с врагом. После присвоения звания молодому офицеру доверили взять под свое командование звено связной авиации. Затем командовал ночными бомбардировщиками. Сотни ответственных полетов в труднейших условиях совершил в те грозные дни Алексей Неклюдов. Посылая на боевое задание своих подчиненных, он, как правило, и сам был в их рядах, умело руководил полетом. «Ходили мы к партизанам, как трамвай», — скажет потом Неклюдов. Это требовало большого мастерства, мужества и выдержки. Такие качества воспитывал в себе Неклюдов, воюя локоть в локоть с такими асами, как В.В. Уткин, А.И. Грызлов, С.В. Юрков, А.Н. Сушков, С.К. Ионов, В.С. Лобов, П.П. Тращенко, и другими такими же бесстрашнными летчиками 6-го авиаполка, который в феврале 1943 года приказом Народного комиссариата обороны СССР за активные боевые полеты к белорусским партизанам был преобразован в 62-й отдельный гвардейский авиаполк. Это была первая фронтовая часть гражданской авиации, удостоенная такого высокого звания. Алексей Неклюдов часто, невзирая на огромную опасность быть сбитым фашистами, прорывался на своем легкокрылом самолете сквозь ураганный огонь врага. Связь с партизанами не прерывалась ни на один день. С каждым полетом наращивал боевое мастерство. Он разработал и успешно применил ряд удачных тактических приемов при переходе через огневые рубежи и при встрече с противником. Большая заслуга принадлежит ему и в создании партизанских аэродромов. Когда наступила зима 1942—1943 гг. и ударили сильные морозы, трудности росли как снежный ком. Сильные метели наносили труднопроходимые, многометровые сугробы. А ни катков, ни гладилок, ни другой снегоуборочной техники у белорусских партизан, конечно, не было. Начальникам лесных «аэропортов» приходилось проявлять чудеса находчивости и изобретательности. Для укатки снега в ход пускали танкетки, применяли изготовленные на месте деревянные треугольники. Но чаще всего прибегали к такому способу: несколько сот партизан и жителей окрестных деревень выстраивались в колонну и утаптывали снег. В течение всей зимы удавалось бесперебойно принимать самолеты различных типов. Как-то в штабе полка состоялся разговор командира эскадрильи Алексея Неклюдова с одним из опытных и смелых летчиков Борисом Лахтиным, впоследствии удостоенным высокого звания Героя Советского Союза за успешное выполнение боевых заданий при полетах к белорусским партизанам. — Поступила просьба из Центрального штаба партизанского движения направить в одну из партизанских бригад звено для временного базирования. Ваше мнение? — спросил Неклюдов командира звена. — Принимаю это как приказ и полностью с ним согласен, — тотчас последовал ответ. Перелет самолетов ПО-2 в расположение одного из партизанских отрядов в тылу врага завершился успешно. Ярости фашистов не было предела. Фронт давно ушел на восток. А сюда, в эти совершенно недоступные лесные дебри, перебралось и обосновалось целое авиационное звено легких самолетов. Да, было от чего прийти в ярость фашистам. Пилоты являлись частью армии народных мстителей и бомбили штабы вражеских гарнизонов, скопления живой силы и техники оккупантов. Война продолжалась. 23 июня 1944 года пушечный гром расколол предрассветную тишину — началась Белорусская операция «Багратион»! И вновь в самом пекле ее боевых действий был 62-й отдельный гвардейский авиаполк. После освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков боевой путь летчика-гвардейца Алексея Неклюдова продолжился в небе вплоть до долгожданных залпов победы. И как только страна приступила к мирному, созидательному труду, летный состав этого полка начал полеты на мирных трассах необъятной Родины, в том числе в голубых просторах бывшей партизанской республики. Как опытного руководителя и первоклассного летчика, Алексея Ефимовича направляют для работы в гражданскую авиацию. Долгие годы он был во главе минских авиаторов, где стал не только умелым организатором летной работы, но и новатором широко распространенной инициативы за экономию летного времени и топлива. Осваивал полеты на самолетах самых разных конструкций, в итоге смог взять в руки штурвал самого современного по тем временам быстрокрылого реактивного лайнера конструкции ТУ-124. Когда пришел срок расстаться с летной работой, Алексей Ефимович не пожелал уйти на отдых. Он пришел в учебное подразделение на должность инструктора. Сегодня гражданская авиация Беларуси — значимая транспортная отрасль страны: крупная национальная пассажирская авиакомпания «Белавиа», грузовая авиакомпания «Трансавиаэкспорт». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
С первых дней Великой Отечественной войны летчики военной и гражданской авиации сражались вместе...
|
|