Почти сразу после избрания Александра Лукашенко президентом белорусы окрестили главу государства "батькой". Со временем это прозвище перекочевало на страницы российских газет. Правда, в европейской прессе Лукашенко по-прежнему в большинстве случае упоминается как "последний диктатор Европы".
Прозвище "батька" так нравится Лукашенко, что об этом даже есть упоминание на его официальном сайте:
- Большинство сторонников и даже противников А.Г.Лукашенко соглашаются с тем, что сила белорусского Президента - в единении с народом. Он выражает образ типичного белоруса, его характер, волю, традиции и неприятие всякой схемы и догмы.
А.Г.Лукашенко дорожит поддержкой людей и гордится тем, что в народе его называют "батька" - так всегда называли у нас людей авторитетных, мужественно защищавших интересы семьи и общины...
По мнению политолога Сергея Николюка, феномен "батьки" имеет вполне определенные исторические и социокультурные корни:
- Формирование власти моносубъекта историки относят еще к Андрею Боголюбскому. Это еще домонгольская Русь. Методы, которые использовал этот государственный деятель, действуют и поныне. Первое, что он сделал, - перенес столицу в небольшой поселок, для того чтобы не сталкиваться с Вечем. А второе - разогнал дружину отца. И набрал новую - из холопов. То есть из тех людей, которые своей карьерой зависели только от него. И ему полностью подчинялись. Если посмотреть в более поздние периоды, то увидим, что Сталин пришел к власти, когда было ленинское коллективное руководство, и он назначил себе скромную должность секретаря. Для того чтобы стать моносубъектом, ему нужно было физически уничтожить ленинскую гвардию, что он впоследствии и сделал.
Если мы посмотрим практически на всех субъектов СНГ, имеется в виду тех, кто стали такими президентами-моносубъектами, то они все освободились от тех людей, с которыми шли к власти, то есть от тех людей, с которыми были на "ты". Это обязательное условие формирования моносубъекта.
Надо четко осознавать, что такая власть может существовать не потому, что какая-то личность, например, Александр Лукашенко, обладает какими-то особыми свойствами, а потому что существует часть общества, вероятно, большая часть общества, у которых моносубъектность находится в голове. И она представляет власть как моносубъект. То есть это типичный взгляд на государство как на патриархальную семью. Не случайно Лукашенко называют "батькой", и об этом с гордостью сообщается в его официальной биографии, размещенной на официальном сайте. Это сидит в головах белорусов и это свидетельствует о догосударственном уровне развития большинства белорусских граждан.
И вот здесь очень важный момент. Ведь никто не отменял закон перехода количества в качество. И ни одно государство, ни одна большая структура не может являться, по большому счету, семьей. Эти новые количества рождают новые качества. В чем самое главное различие - в семье батька руководит напрямую, он знает всех членов семьи, и отношения, возникающие в семье - эмоциональные.
Но даже в самом маленьком государстве "батька" не может руководить напрямую всем народом. Ему нужны посредники - политическая элита. И вот здесь возникает еще один важный момент. В семье не может быть никакой "политической элиты". И поэтому в глазах белорусов отечественная бюрократия не имеет легитимности.
Они любят и уважают не государство, а власть, которая стоит над государством. И эта власть в головах этих людей сакральна. И отношения с ней люди выстраивают, как в семье, эмоционально.
В силу своей внутренней нелигитимности номенклатура заинтересована в сохранении моносубъектной власти. Потому что без "батьки" чиновник - никто.
Поэтому Лукашенко может быть с каждым из них в очень напряженных отношениях и в любой момент отстранить от должности, но в целом все они в нем заинтересованы. Поэтому эти люди будут цепляться за "батьку" до последнего.
Почти сразу после избрания Александра Лукашенко президентом белорусы окрестили главу государства "батькой". Со временем это прозвище перекочевало на страницы российских газет. Правда, в европейской прессе Лукашенко по-прежнему в большинстве случае упоминается как "последний диктатор Европы".