Очередной визит в Минск руководителя российского региона. На этот раз губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко. На встрече с Президентом речь традиционно шла о взаимной заинтересованности в развитии череды совместных проектов. В центре внимания — строительство, сельское хозяйство, высокие технологии, некоторые другие направления.
Поприветствовав гостя, Александр Лукашенко заметил, что в последние годы наш товарооборот неуклонно растет. Однако уровень докризисного 2008 года еще не достигнут. Отсюда вывод:
— Экономические реалии убедительно доказывают, что нам нельзя ограничиваться только традиционным для нашей двусторонней торговли ассортиментом. Следует изучить возможности диверсификации взаимных поставок, в том числе путем увеличения доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции... Словом, нам следует очень внимательно посмотреть, где мы можем, дополняя друг друга, реализовать совместные взаимовыгодные проекты и программы.
Судя по реакции губернатора, эта инициатива приветствуется:
— Сегодня у нас есть все возможности, чтобы белорусский бизнес пришел на территорию Ленинградской области абсолютно открыто и свободно. Наши и ваши законы позволяют, чтобы белорусские предприятия участвовали во всех наших адресных программах, которые финансируются в том числе за счет федерального и областного бюджетов.
Сотрудничество в названных сферах, по мнению гостя, откроет возможность для выхода на качественно новые цифры, иллюстрирующие сотрудничество, в течение 3 — 4 лет.
И все же во взаимодействии с каждым российским регионом есть свои особенности. Так сказать, опорное направление. В случае с Ленинградской областью им имеют все шансы стать транспорт и логистика.
В разговоре зашла речь о возможной переориентации перевалки белорусских грузов с портов стран Балтии на ленинградский регион. Александр Лукашенко сообщил, что на этот счет он беседовал с Владимиром Путиным:
— Мы приняли принципиальное решение о переориентации больших объемов грузов, в том числе калийных удобрений, с портов балтийских государств на ваши порты. Нам нужно очень серьезно проработать эту тематику. Президент России однозначно поддержал эту инициативу. Нам надо договориться с железнодорожниками Беларуси и России и побыстрее реализовать эти договоренности. Думаю, что если даже вы где–то пойдете на уступки белорусам, то в объемах вы значительно выиграете.
Александр Дрозденко идею горячо поддержал. Ведь это не один десяток миллионов тонн грузов — деньги немалые. Остается только отточить технические детали проекта.
Серьезнейшее заявление Президента резонировало в высоких офисах Балтии. Там экстренно «выразили надежду, что Беларусь, обещающая переориентировать грузы с Балтийских стран на российские порты, собирается это сделать по экономическим, а не по политическим причинам»...
Такую позицию высказали собравшиеся в Вильнюсе министры иностранных дел стран Балтии, когда на пресс–конференции им задали вопрос о заявлении, сделанном в Минске.
Понятно, что балтийские министры немного растеряны из–за новости и пока не готовы ее комментировать с экономической точки зрения. А вот что говорит по этому поводу минский экономист Леонид Заико, который считает перевод экспортного грузопотока из Прибалтики в Россию логичным шагом. Как сообщается, он объясняет возможную ситуацию тем, что «мы же в Таможенном союзе. Изменение в локации грузов является одним из следствий роста оборотов Таможенного союза, так что это нормально. Плюс возможная экономия на транспортных расходах».
По его словам, переориентирование грузопотока в российские порты позволит создать новые рабочие места в Таможенном союзе и получить для Беларуси больше доходов.
Надо полагать, что эта тема станет на ближайшую неделю главенствующей в балтийских СМИ и в тамошних государственных офисах.