Трудно сказать, сколько раз по делам службы довелось побывать в Мстиславле. Может, 50, возможно, 100, не исключаю, что и больше. Казалось бы, пора привыкнуть — и к дороге, и к окрестностям. И смотреть на окружающий пейзаж, как на нечто давно знакомое. Не получается! Каждый раз, когда подъезжаю к Мстиславлю, в груди появляется необъяснимое томление. Будто сердце подсказывает: еще чуть–чуть — и откроется одна из тайн, коими буквально пропитан воздух этого небольшого городка. Стоит только прислушаться, и буквально физически ощущаешь, как тебя обволакивает аура столетий, да еще звучит необычной мелодией. Один из самых древних городов Беларуси имеет и свой чарующий шлейф легенд и преданий. Здесь никто не удивляется, если откопает в собственном огороде старинные монеты или керамику. А мальчишки каждый год ищут подземные ходы. И не важно, есть они на самом деле или нет. Главное, не умирает романтика...
Мстиславщину не случайно называют белорусской Швейцарией. Уже на подъезде к райцентру плоский рельеф местности вдруг меняется на холмистый, дорога то поднимается вверх, то резко бросается вниз. Сам же Мстиславль лишь чуть–чуть уступает Риму. Не удивляйтесь такому сравнению. Если Вечный город стоит на 7 холмах, то древний белорусский — на 6, вздымающихся над рекой Вихрой. Замковая гора, Девичья, Троицкая, Панивойская, Тупичевская и Кладбищенская — у каждой своя легенда. Может, и не совсем уж стыкующаяся с исторической действительностью, но от этого не перестающая быть завораживающей и манящей.
Девичья гора сегодня причислена к памятникам археологии. Считается, что это поселение раннего железного века: люди появились здесь за 100 лет до Рождества Христова. Есть и легенда, связанная с этим местом. Якобы огромную массу земли всего за ночь наносили девушки в своих передниках — чтобы обороняться от враждебных племен. Поэтому гора и называется Девичьей. Место здесь, судя по всему, непростое. По крайней мере, жители Мстиславля рассказывали, что частенько на Девичьей горе можно увидеть целителей да экстрасенсов, инкогнито наведывающихся в город лишь с одной целью: подпитаться положительной энергией, исходящей из недр величественного холма. Ну а первые обитатели Девичьей горы занимались охотой, рыболовством, животноводством и примитивным земледелием. Однако под натиском племен, пришедших с запада и юга, переселились туда, где было более безопасно.
Славяне же появились на территории нынешнего Мстиславля в X — XI веках. И заняли возвышенность, которая сейчас называется Замковой горой. Сначала насыпали высокий оборонительный вал, укрепленный частоколом. Потом появился замок с множеством жилых и хозяйственных построек, за ними стояли княжеский дворец и храм, кипела городская жизнь...
Здесь уже обнаружено немало интереснейших археологических находок. Например, костяные пластины — накладки на колчан для стрел, украшенные геометрическим орнаментом и изображением мифологического двуглавого зверя, готового проглотить двух человек в высоких шапках. Или чрезвычайно интересный нательный крест XIII столетия с надписью «Богородица помогай». Наконец, именно на Замковой горе найдена вторая в Беларуси берестяная грамота, в которой идет речь о закупке для жителей города пшеницы за 4 с половиной гривны. Историки предполагают: документ этот написан в ставшем чрезвычайно засушливым 1219 году.
А на самом высоком месте города в 1463 году князь Иван Юрьевич построил церковь в честь Святой Троицы. Но храм разрушили во время одной из войн. Гора же, на которой он стоял, с тех пор стала называться Свято–Троицкой. Впрочем, есть и другая легенда. Рассказывают, один из мстиславских князей построил на этой горе по замку для каждого из своих троих детей и завещал жить им в мире и согласии. Но после кончины князя дружбы между наследниками не получилось — в результате междоусобицы замки оказались разрушены. И лишь название горы напоминает о том, что они когда–то здесь стояли...
В честь воинственной княгини Василисы названа гора Панивойская. После смерти своего мужа, последнего князя Михаила Ивановича Жеславского, вдова не только взяла бразды правления в свои руки, но и со всей дружиной совершила несколько походов, получив прозвище Пани Войсковая. Отсюда и название горы.
На восточной окраине сегодняшнего Мстиславля когда–то стоял Тупичевский Свято–Духов монастырь, история которого также изобилует преданиями. В начале ХVII века близ города, в урочище Тупичевщина, явилась икона Божьей Матери. Благочестивый православный помещик Константин Ипатьевич Мацкевич, владелец урочища, признав явление святыни как знак особой милости Божьей, на месте обретения иконы поставил церковь во имя сошествия Святого Духа и задумал построить еще и монастырь. Но кончина помешала ему довести начатое дело до конца. Уже находясь на смертном одре, он настойчиво просил жену Анну и сыновей завершить благочестивое начинание. Однако у семьи денег на столь масштабный проект не хватало. Сыновья помещика обратились за помощью к своим двоюродным братьям Андрею и Матвею, знатным помещикам Стеткевичам, игумену оршанского Кутеинского монастыря Труцевичу и жителям Мстиславля. При активном участии горожан в 1641 году и был построен Тупичевский монастырь, с колоколен которого по окрестностям разносился малиновый звон. Чудотворная икона Тупичевской Божьей Матери сейчас находится в соборе Святого Александра Невского в Мстиславле. Правда, это уже только список — оригинал утерян.
Вихра, над которой стоит Мстиславль, сегодня считается одной из самых чистых рек Беларуси. Но еще ее можно назвать и «кладоносной», время от времени не без жалости расстающейся с тайнами, упрятанными на ее дне. Несколько лет назад жители райцентра решили порыбачить. Но вместо разрешенных удочек да спиннингов забросили в реку браконьерский бредень. Потянули сеть на берег раз, другой и вдруг почувствовали: снасть за что–то зацепилась. Оказалось, мужики «поймали» уникальный рыцарский шлем, не одно столетие пролежавший в речном песке. Находку передали в музей. Чуть позже в руки историков попал еще один шлем из Вихры. А вот третий, рассказывают, подняли «черные копатели» и за немалые деньги продали коллекционеру–частнику.
И сегодня в Мстиславль едет много туристов. Благо в городе, который одни называют маленьким Вильнюсом, другие — белорусским Суздалем, действительно есть что посмотреть. Но если удастся реализовать существующий пока только в задумках проект — сделать Мстиславль настоящим городом–музеем, — вполне вероятно, что туристический поток увеличится в разы.
Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Трудно сказать, сколько раз по делам службы довелось побывать в Мстиславле. Может, 50, возможно, 100, не исключаю, что и больше. Казалось бы, пора привыкнуть — и к дороге, и к окрестностям. И смотреть на окружающий пейзаж, как на нечто давно знакомое. Не получается! Каждый раз, когда подъезжаю к Мстиславлю, в груди появляется необъяснимое томление...