Атмосфера в магазине
18.06.2010
—
Новости Общества
|
Из всех видов многоотраслевой деятельности потребительской кооперации основной отраслью является торговля. В настоящее время ее розничная торговая сеть насчитывает 10 834 магазина, в т.ч. 3515 — по торговле продовольственными, 1418 — по торговле непродовольственными товарами, 5901 — по торговле товарами смешанного ассортимента. Из общего количества магазинов 8131 (75 %) расположен в сельской местности. Удельный вес магазинов, работающих по методу самообслуживания, составляет 60 %. Для организации торгового обслуживания жителей малых населенных пунктов, в которых отсутствует стационарная торговая сеть, используется 475 автомагазинов. Сегодня, как никогда раньше, актуальной становится борьба за рынок сбыта. Как показывает практика работы торговли за рубежом, в целях стимулирования продаж, обеспечения высокого качества и культуры торгового обслуживания населения важную роль в торговых залах магазинов потребительской кооперации республики сыграла бы необходимая атмосфера и система информации. Для работников торговой отрасли потребительской кооперации республики будет интересно знать, так какой же должна быть в настоящее время атмосфера торгового объекта, расположенного в сельской местности? 1. Атмосфера магазина и ее элементы. Атмосфера магазина (торгового объекта) — это совокупность внешних факторов (элементов) торгового объекта или физических характеристик, стимулирующих эмоциональное состояние и восприятие товаров в местах продажи. Благоприятная атмосфера магазина: — свидетельствует об уровне (классе) магазина (супермаркет, магазин-склад, дискаунт); — помогает сформировать ход мыслей потенциальных покупателей и направить их в нужном направлении; — способна вызвать у покупателя определенные эмоции (радость, подъем чувств), что влияет на время нахождения в магазине и возможности осуществления покупки. Основная цель или задача атмосферы заключается в том, чтобы она соответствовала целям мерчандайзинга и способствовала увеличению продажи товаров. Атмосфера магазина (торгового объекта) включает ряд элементов, которые подразделяются на психологические, организационные, технические, органолептические. Психологические элементы (факторы) определяются уровнем сервиса в магазине, культурой персонала, наличием или отсутствием покупателей (очередей) и т. п. Приветливость, квалифицированная консультация персонала, даже внешний вид сотрудников могут оказать существенное влияние на выбор данного магазина и выбор покупки. Наличие огромного количества покупателей (очередей) или их отсутствие также может привести к отказу от выбора магазина или товара. Организационные элементы (факторы) — это размеры и планировка торгового зала, размещение и выкладка товаров, направления покупательских потоков и т. п. Организационные факторы должны быть направлены на обеспечение комфорта для покупателей с целью принятия решения о покупке. Технические элементы (факторы) определяют выбор и использование наиболее эффективных видов и типов торгового оборудования, мебели, инвентаря и других технических средств (видеонаблюдение, предупреждение краж и т. п.). Органолептические факторы, или чувственные, — это визуальные компоненты, обращенные к чувствам покупателей (дизайн, цвет, музыка, запахи, температура и др.). 2. Органолептические (чувственные) составляющие атмосферы торгового объекта При формировании атмосферы магазина наибольшее значение придается чувственным составляющим, использование которых оказывает существенное влияние на принятие решения о покупке товара непосредственно в магазине (до 60 % решений). К ним относятся: освещение; использование цветов и их сочетаний; композиции — сочетание форм и объемов; звуки и музыка; запахи; информационные знаки. Освещение (свет) играет важную роль в создании благоприятной атмосферы магазина и выполняет ряд функций в торговом процессе: — привлечение внимания (магазин и его витрины должны выделить его среди других зданий); — пробуждение интереса к магазину и его ассортименту (освещение товара в витрине магазина должно вызвать интерес у покупателя и желание ознакомиться с реальным товаром); — создание особой атмосферы в торговом зале и представление товаров (при плохом освещении качество товара и его внешний вид проигрывает в мнении покупателя); — помощь в ориентации покупателя в магазине; — интеграция в общий имидж магазина. Различают две составляющие в освещении магазина: — освещение торгового зала ровным светом (общее освещение); — акцентирующее освещение отдельных товаров или информационных знаков. Общее освещение улучшает внешний вид магазина, способствует сохранению здоровья покупателей и продавцов, экономит энергетические и денежные ресурсы. Общее освещение представляет собой ряд светильников, смонтированных стационарно на потолке, на определенном уровне. Такое освещение обеспечивают, как правило, люминесцентные лампы с мягким неярким освещением. Качество освещения торгового зала оценивается с помощью таких характеристик, как освещенность, цветопередача, оттенок освещения, равномерность освещения, ограничение слепимости, избежание порчи или повреждения товара. Освещенность включает действие прямых и отраженных световых потоков (от потолка, стен, пола). Освещенность в торговом зале магазина должна составлять: — в проходах между линиями торгового оборудования — до 200 люкс; — в кассовой зоне — до 500 люкс; — в небольших торговых залах общее освещение — до 300 люкс. Цветопередача является важным элементом качества освещения, т. е. реальной передачи цвета товара при обычном дневном свете. Хорошо передают реальный цвет товара белые люминесцентные лампы, галогенные лампы, лампы накаливания и обычный дневной свет. Василий Холоповский, начальник отдела образования и науки Белкоопсоюза в 2006—2007 гг., кандидат экономических наук (Окончание в следующем номере) Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сегодня, как никогда раньше, актуальной становится борьба за рынок сбыта...
|
|