Шаги дебюрократизации. 21.by

Шаги дебюрократизации

16.12.2010 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

На IV Всебелорусском народном собрании многие из поднятых проблем касались дебюрократизации общества. Сегодня своими мыслями на сей счет в «Р» делится начальник управления правового регулирования социальной деятельности государства Главного управления нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства Министерства юстиции Елена ЦАЛКО.

— В последнее время, — отмечает Елена Владимировна, — очень много говорится о дебюрократизации общества. Бюрократия в переводе с французского буквально означает господство канцелярии, первоначальное значение – власть и влияние руководителей и чиновников. Соответственно, дебюрократизация – это обратный процесс, исключающий «господство канцелярии» и предполагающий доступность власти (руководителей и чиновников) для граждан.

Начало работы по реформированию порядка организации работы с гражданами в государственных органах и организациях было положено в 2004 году, когда было организовано оформление документов граждан на основе заявительного принципа «одного окна». На законодательном уровне заявительный принцип «одного окна» был впервые введен в принятом 12 мая 2005 г. Указе № 220 «О некоторых мерах по упрощению порядка совершения нотариальных действий». В последующем принцип «одно окно» был введен во всех гос-органах и организациях, которые осуществляют выдачу юридически значимых для граждан справок и иных документов.

В 2006 году работа по дебюрократизации продолжилась. 16 марта 2006 года принят разработанный Министерством юстиции Указ Президента № 152, в котором впервые на законодательном уровне закреплялся единый систематизированный перечень действий, выполняемых госорганами при обращении гражданина за получением какого-либо юридически значимого документа, в котором впервые в законодательстве применен термин «административные процедуры».

У нас существует разграничение законодательства об административных процедурах и законодательства об обращениях граждан и юридических лиц. Однако часто в одном обращении гражданина ставятся вопросы как обжалования действий по выполнению административной процедуры, так и касающиеся разъяснения того или иного вопроса. В этой связи следует упомянуть и об Указе Президента № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц».

Указом вводится принцип первоочередного рассмотрения обращений на местах. Так, обращения граждан и юридических лиц первоначально подлежат рассмотрению по существу в местных органах. Утвержден перечень государственных органов и организаций, ответственных за рассмотрение обращений граждан в отдельных сферах жизнедеятельности населения: труд, занятость и социальная защита, архитектура и строительство, торговое и бытовое обслуживание, оказание услуг населению, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территории. Данный перечень носит информационный характер и направлен на то, чтобы люди ориентировались, куда следует обращаться при возникновении какого-либо вопроса.

26 апреля текущего года Президентом Беларуси принят Указ № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», подготовленный Министерством юстиции. В нем заново пересмотрены все административные процедуры и с учетом опыта и практики применения многие справки и документы упразднены.

Так, например, количество административных процедур, связанных с государственной регистрацией недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, сокращенно со 165 до 21, в сфере здравоохранения 31 административная процедура объединена в 15 процедур. Для выдачи отдельных справок исключена необходимость предоставления заявлений, свидетельств о рождении ребенка. Сокращены сроки, например, для выдачи справок о состоянии на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, справок о начисленной жилищной квоте, уменьшен размер либо отменена плата за совершение отдельных административных процедур. Например, предусмотрена возможность бесплатной регистрации, выдачи (обмена) вида на жительство в Беларуси.

В настоящее время Министерством юстиции совместно с иными заинтересованными ведомствами разработан проект Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц». Проект направлен на комплексное регулирование порядка обращений граждан и юридических лиц.

В проект вошли основные положения действующего Закона 1996 года «Об обращениях граждан», Директивы Президента № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата», Указа № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц», Декрета № 2 «О совершенствовании работы с населением», что позволило заново систематизировать правовые нормы, регулирующие данную сферу правоотношений.

Хронология процесса дебюрократизации и упоминание тех принципов, которые в нем заложены, показывают уникальность нормативной правовой базы, которая на сегодняшний день уже сформировалась в Беларуси. Работа по совершенствованию порядка организации работы с гражданами в государственных органах и организациях еще не завершена. Но процесс начат, и насколько он будет действенен, зависит уже не только от государственных органов, но и от всех нас. Установление модели «гражданин – государственная власть» и ее успех в работе – это вопрос взаимодействия как руководителей и чиновников, так и граждан путем соблюдения законодательства об административных процедурах и об обращениях граждан.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На IV Всебелорусском народном собрании многие из поднятых проблем касались дебюрократизации общества
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика