Сверим ориентиры. 21.by

Сверим ориентиры

17.11.2011 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Хотя индекс человеческого развития выводится не менее чем через 2 года после обнародования данных национальными статистическими службами (уж очень тонкое и ответственное это дело — международное сопоставление), видимо, есть здесь свой резон и своя философия — чуть оглянуться назад, подвести черту, сверить ориентиры, задуматься. В свежеиспеченном, 21–м по счету Докладе о развитии человека ООН наша страна переместилась с 61–го места на 65–е. Эксперты настаивают именно на слове «переместилась». Ведь если год назад в рейтинге участвовали 169 стран, то сейчас — на 18 больше. Как ни крути, мы опередили еще 14 конкурентов. И по–прежнему в эшелоне стран с высоким уровнем человеческого развития, с рейтингом — 0,756 — самым завидным из всех государств СНГ. Среди бывших «сестер–республик» нас обгоняют только Эстония, Литва да Латвия.


Вообще говоря, тут счет идет на тысячные балла: скажем, Канаду и Германию на финише разделили всего 0,003, Лихтенштейн и Швецию — 0,001. Победителем же вышла, причем далеко не в первый раз, Норвегия. Там совпало все: одни из самых высоких в мире продолжительность жизни и среднедушевой доход, низкие инфляция и безработица. С другой стороны, замечают эксперты, и жизнь там чуть ли не дороже, чем где бы то ни было. Подобные «впрочем» и «хотя», кстати, терзают их постоянно, как и вопрос, возникший с тех самых пор, как начали из года в год ранжировать страны по ИЧР–«чину»: а всегда ли справедлив индекс? Например, Куба обогнала Беларусь за счет одного–единственного фактора — средней продолжительности жизни. А по доходам? По уровню образования? Тут уж мы, верно, дадим фору? К слову, профессор экономики Брайан Каплан над этакой табелью о рангах вовсю иронизирует: мол, да при таком подходе страна бессмертных с бесконечным ВВП на душу населения получит ИЧР ниже, чем Таджикистан, если ее население вдруг окажется неграмотным. Короче говоря, любой рейтинг всегда условен. Спорен. Уязвим для критики. Это всего лишь одна из многочисленных возможных проекций мира.


И тем не менее. Окидывая взглядом последние пять лет, представитель ООН/ПРООН в Беларуси Антониус Брук оценивает положение Беларуси в рейтинге ИЧР как «достаточно хорошее достижение». И если открутить время назад, сравнив вчера и сегодня, можно найти немало более весомых аргументов, чем приплюсованные тысячные балла. Вспомним. Ну, например, недавнее прошлое одного из трех слагаемых ИЧР — медицинского. В конце 2006–го мы с горечью признавали: 8 пересадок почки за год — показатель никудышный. О пересадке печени несмело мечтали, о пересадке сердца даже не заикались. Кардиохирургические операции под силу были лишь двум клиникам. А на вопрос о скрининге рака, оправдавшем себя во многих странах, журналисты часто слышали в ответ: не наш метод, дорого, будем уповать на старые добрые профосмотры. А теперь? Только за пять месяцев — 86 трансплантаций почки, 20 — печени, 14 — сердца. 6 операций на сердце и сосудах из 10 проводят регионы. Сейчас онкологи уже сильно сомневаются в эффективности дежурных осмотров по старинке и ставят во главу угла скрининг. Наконец, выросла продолжительность жизни — практически на 2 года. Медики говорят: прибавка будет еще значительнее, если все, что заложено в новую национальную программу дембезопасности, воплотится, если профилактика болезней из красивой декларации превратится в самый главный практический акцент...


Должно сойтись еще немало «если», чтобы достигнуть еще одной заявленной цели: на будущее поставлена задача войти в 50 лучших стран по индексу человеческого развития. Что ж, рейтинг на то и рейтинг, чтобы хотелось всегда стремиться к большему. Этот процесс вообще бесконечен, если учесть, что в современном мире друг дружку оценивают по индексу физического качества жизни и истинному показателю прогресса, по плану благосостояния Вандерфорда–Райли и по версии Economist Intelligence Unit и т.д. и т.п. А еще — по индексу счастья. И вот здесь до недавних пор главенствовала вовсе не пресыщенная Норвегия, а Дания. Известный демограф Сергей Щербов объясняет этот феномен тем, что у датчан наиболее высокий в Евросоюзе коэффициент занятости, причем во всех возрастах. Ведь счастье напрямую зависит от ощущения собственной нужности, полезности. Да уж, великая вещь — гармония с самим собой. Но и ее разве измеришь у всех и у каждого, даже если призовешь на помощь высшую математику?

Автор публикации: Людмила ГАБАСОВА

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Об индексе человеческого развития
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика