КУДА УЙТИ СО ШКОЛЬНОГО ДВОРА?. 21.by

КУДА УЙТИ СО ШКОЛЬНОГО ДВОРА?

30.04.2012 13:20 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Пройдет всего лишь несколько недель, и для выпускников белорусских школ прозвенит последний звонок. Как говорится, прощай надоевшая школьная жизнь, здравствуй новая, взрослая, студенческая!

Один из героев романа Михаила Булгакова «Белая гвардия» говорил: «Что такое университет после гимназии? Это — воля, свободомыслие, деньги, любовь и путешествия!»

Думается, на этот вопрос белорусские выпускники-2012 ответят иначе…

В школе учат все хуже…

В течение последних нескольких лет и государственные, и независимые эксперты в области образования твердят о снижении качества подготовки школьников. При этом студентов на первый курс любой белорусский вуз набирает если не больше, то уж никак не меньше ежегодного количества. Согласитесь, если выпускники школ менее подготовлены, то и меньшее их количество должно поступать в институты и университеты, ведь так? Видимо, и здесь у нас свой особенный чудесно-национальный путь. Справедливости ради надо отметить, что буквально на днях для того, чтобы поставить заслон этому порочному потоку, Минобразования ввело минимальный балл по результатам централизованного тестирования (ЦТ). Однако, к радости нерадивых «митрофанушек», он достаточно мал!

— С этого года мы определим минимальный положительный балл на ЦТ-12 по всем предметам для поступления в вузы. Возможно, он не будет ниже восьми баллов. Получив оценку ниже установленного предела, абитуриент не сможет поступать в вуз, но он может воспользоваться своим правом для поступления в ссузы и ПТУ, — сказал министр образования Сергей Маскевич.

Выпускников школ в нынешнем году будет меньше, чем в прошлом. На прохождение профессионально-психологического собеседования в БГУ, например, зарегистрировались 2 413 абитуриентов — на 22 процента меньше, чем в прошлом году.

Министр полагает, что порог в 8 баллов, который вводится с нынешнего года, тоже сыграет свою роль в уменьшении количества абитуриентов:

— Я согласен, что вузы будут иметь проблемы, но мы сегодня живем в реалиях рынка образовательных услуг, — считает Сергей Маскевич. — Преимущество будет иметь тот вуз, у кого лучше качество подготовки специалистов, ниже цена обучения и тот, кто дополнительными услугами заинтересует абитуриента.

Учитывая, что 8 баллов даже по самым строгим школьным меркам это «чуть выше плинтуса», от конкурса в вузы будут отсекаться только совсем уже слабые абитуриенты.

Как определяли уровень национального интеллекта

Минимальная планка баллов, набранных на ЦТ, была введена в 2007 году и составляла тогда 15 баллов. В 2008 году необходимый уровень подняли до 20, но результаты ЦТ оказались такими удручающими, что в разгар вступительной кампании правила изменили, введя минимальный балл для каждого предмета. По математике, например, он составил 8 баллов. Тогда специалисты Минобразования объясняли, что «нижняя граница переводной шкалы результатов централизованного тестирования по предметам вычисляется из расчета 10 процентов самых низких ответов на каждом отдельно взятом испытании». Видимо, даже «наверху» этот ход мыслей был понятен далеко не всем. В 2009 году нижнюю планку вообще отменили, и подавать документы в вуз мог каждый, кто набрал в ходе ЦТ хотя бы один балл. Следует напомнить, что это был год, когда в белорусских школах проходила очередная реформа — по переходу с 12-летнего на 11-летнее образование. Фактически программу старших классов тогда проходили за один год!

Какой, скажите, результат хотели при этом получить?

К большому сожалению, весь предыдущий опыт показывает, что качество подготовки школьников остается низким. Средние баллы централизованного тестирования и в 2010 и в 2011 годах остались на уровне 2008 года. Так, если в 2010 году 100 баллов набрали 84 абитуриента, то в 2011-м — только 65. Больше стало нулевых оценок — 581 человек получил на тестировании 0 баллов в 2010-м и 617 — в 2011 году. Анализируя это, следует иметь в виду, что русский или белорусский языки сдают все абитуриенты, а вот остальные предметы выбирают. Это означает то, что, к примеру, математику и физику сдавали только те, у кого эти предметы являются профильными. В 2011 году средний балл всех сдавших испытание по математике — 21,56, по физике — 18,6.

Последняя реформа — напрасный труд

Так считает директор бывшего Национального государственного гуманитарного лицея имени Якуба Коласа, председатель Рады белорусской интеллигенции Владимир Колос. По его мнению, реформа, которую пережила школьная система в 2009 году, никак не способствовала качеству повышения подготовки абитуриентов:

— Из школьной программы выхолащиваются предметы гуманитарного цикла. Современная школа больше нацелена на показатели, многие из которых просто рисуются, а не на качество обучения. В результате школьные оценки не соответствуют реальным знаниям, что становится очевидным при поступлении.

Что до минимального положительного балла на ЦТ, его введение Колос считает одним из вариантов выхода из ситуации. Однако, по его мнению, необходимо качественное решение относительно дальнейшего развития системы образования.

Одно дело, если высшее образование остается массовым, как теперь. Это означает, что студенты-платники, которых сегодня более 60 процентов, будут продолжать материально подпитывать сферу образования. В итоге вузы не заинтересованы набирать меньшее количество студентов, чем набирают: от этого зависит их финансовое благополучие. В таких условиях говорить о качестве абитуриентов, а потом и студентов не приходится.

Другое дело, если в вузы станут набирать только сильных абитуриентов. Но тогда проблемы с финансированием высшего образования многократно возрастут.

«День открытых дверей» практически в любом вузе перерастает для всех желающих в годы учебы. Были бы у «родаков» деньги — шутят белорусские студенты…

Уехать за рубеж, а как потом вернуться?

О том, что в Беларуси происходит «утечка мозгов», знает сегодня, наверное, каждый. Она происходит еще и потому, что выпускников зарубежных вузов удерживают от возвращения домой препоны, созданные отечественной системой образования: существует серьезная проблема признания европейских дипломов.

Сегодня никто в нашей стране не знает, сколько белорусов учится за рубежом. Одни получают в чужих странах второе высшее образование, другие занимаются по бакалаврским программам, третьи отправляются за границу, чтобы получить степень магистра. Всех их никто не считал и не считает.

— Что касается молодых людей, которые обучаются в других странах, то больше всего их учится в российских вузах, но точное количество сказать не можем. По некоторым оценкам, их сегодня порядка 10 тысяч,— сказали мне в Министерстве образования.

Хочу отметить, что учатся белорусы не только в России, но и в Германии, Польше и, конечно же, в Литве, в Европейском гуманитарном институте (ЕГУ).

По информации проректора ЕГУ по академическим вопросам, профессора Александра Колбаско, большая часть магистрантов и 1200 студентов-заочников учатся в университете без отрыва от работы на белорусских предприятиях и в организациях. Около половины бакалавров, обучавшихся на стационаре, вернулись в Беларусь. Еще четверть продолжают обучение в магистратуре ЕГУ.

Данных о том, как складывается судьба белорусских выпускников других зарубежных вузов, к сожалению, нет. Безусловно, молодые люди стремятся получить европейский диплом чаще всего с целью работать в Европе, где с белорусским дипломом о высшем образовании делать, как правило, нечего. Однако многие из тех, кто учился за границей, хотели бы вернуться домой, но для получения работы в Беларуси необходимо пройти процедуру признания диплома.

В нашей стране эту процедуру осуществляет отдел экспертиз и признаний документов «Республиканского института высшей школы» (РИВШ).

Если диплом признается, его обладатель имеет все права, которыми пользуется обладатель соответствующего документа об образовании Республики Беларусь. Однако сегодня в Беларуси не всегда признаются дипломы бакалавров, полученные в странах ЕС. Например, проблемы возникают с признанием дипломов бакалавров, окончивших курс ЕГУ «Культурное наследие и туризм». Это связано с тем, что в ЕГУ на указанной специальности учатся четыре года, а в Беларуси — пять лет.

— Согласно процедуре признания, если расхождение в академических часах в программе зарубежного и белорусского вуза составляет менее 20 процентов, необходимо доучиваться в Беларуси, а 20 процентов — это практически целый год обучения,— пояснил Игорь Титович, проректор по учебно-методической работе РИВШ.

Если человек не доучивается, образование «по-белорусски» считается неполным высшим, а обладатели дипломов вузов ЕС имеют проблемы с трудоустройством в Беларуси. Получается, что по ту сторону границы — это люди с высшим образованием, а по эту — нет.

Отрадно, что частный бизнес заинтересован в знаниях, приобретенных за рубежом. В крупных белорусских кадровых агентствах подчеркивают, что пока проблема трудоустройства для выпускников европейских вузов без подтверждения дипломов существует только в государственном секторе.

Учение с ускорением

В 2006 году некоторые белорусские вузы уже перешли на дифференцированные сроки подготовки специалистов: 15 процентов специальностей белорусских вузов стали четырехлетними.

Но, как водится, массовый характер перехода к лозунгу «Даешь высшее образование за четыре года!» проявился после президентского призыва. Задача по сокращению сроков подготовки специалистов с высшим образованием была поставлена главой государства на республиканском педагогическом совещании 29 августа 2011 года.

Александр Лукашенко предложил уменьшить на четверть сроки получения высшего образования.

Но как переход на четырехлетнее высшее образование стыкуется с планами Минобразования по вхождению в Болонский процесс? Эксперт в сфере образования профессор Владимир Дунаев отмечает, что предложения о сокращении сроков обучения в вузах страны вызваны не столько заинтересованностью в качестве образования, сколько стремлением сэкономить.

По его мнению, белорусам надо думать, как догонять страны, которые продвинулись вперед в системе высшего образования. Пока в Беларуси остается жесткое администрирование, исключающее участие в управлении образованием других партнеров, например, работодателей.

Уверена, с мнением профессора Дунаева трудно не согласиться, но все его умные и правильные слова относятся к очень далекому будущему.

Пока же студентом-2012 сможет стать любой абитуриент, чей родительский кошелек позволяет «тянуть» национальные образовательные новшества. Ну и тот, кто считает себя умнее Буратино. Хорошо это или плохо?

Светлана БАЛАШОВА

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Пройдет всего лишь несколько недель, и для выпускников белорусских школ прозвенит последний звонок. Как говорится, прощай надоевшая школьная жизнь, здравствуй...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика