Сказка — ложь, да в ней намек. 21.by

Сказка — ложь, да в ней намек

23.06.2012 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В начале июня Минкультуры объявило о завершении приема заявок для участия в открытом республиканском конкурсе на производство национальных фильмов и фильмов по социально–творческим заказам. Всего подана 61 заявка, при этом на почетное звание национального претендуют шесть кинопроектов, еще шесть — на дебют. В скором времени компетентная комиссия наверняка определит победителей, однако, пока она думает, у нас есть возможность добавить в пухлую папку будущих шедевров порцию исторической пыли.


«Расширение производственной базы студии, оборудование нового съемочного павильона и дополнительное техническое оснащение позволят студии «Беларусьфильм» выпускать в два раза больше художественных фильмов и занять свое место в общем движении вперед советской кинематографии, обязанной согласно Директивам XX съезда КПСС выпускать ежегодно к концу пятилетия не менее 120 художественных фильмов... Но для того чтобы выполнить Директивы съезда, необходимо не только серьезно построить работу киностудий, но и обеспечить их высококачественными в идейном и художественном отношении киносценариями. В этом году Министерство культуры СССР и Союз писателей СССР проводят конкурс на лучший киносценарий художественных фильмов. Конкурс посвящен славной исторической дате — 40–летию Великой Октябрьской социалистической революции. Нам нужно иметь много хороших и разных сценариев! Долг писателей, прозаиков, поэтов, драматургов, членов литературных объединений — активнее взяться за этот вид творчества: написание киносценариев как для конкурса, так и после него. Необходимо создать разнообразные по темам и жанрам, высокоидейные и полноценные в художественном отношении произведения, которые стали бы реальной основой дальнейшего увеличения производства художественных кинокартин в республике и способствовали бы общему подъему советского киноискусства» («Конкурс на лучший киносценарий», 24.06.1956).


Жил на свете Карло Гоцци и терпеть не мог тезку Гольдони. В XVIII веке венецианцы всех социальных слоев ходили в театр ежевечерне. Там давали комедию дель арте — импровизацию, где актер играл заранее предписанную маску, а главная роль отводилась жестам, далеко не всегда приличным. Когда молодой адвокат и начинающий актер Карло Гольдони предложил писать для спектаклей готовые диалоги и начал уговаривать актеров учить их наизусть, то получил отповедь от вернувшегося с войны в Далмации графа Карло Гоцци. Прежде всего он обвинял Гольдони в том, что тот механически переносит на подмостки театра куски наблюдаемого им быта, дает «вместо подражания природе буквальное ее воспроизведение». В ответ Гольдони отвечал, что «любовь под маской походит на огонь под пеплом», однако история свидетельствует, что препирались драматурги недолго. Свою первую пьесу Гоцци написал, поспорив с Гольдони, что напишет пьесу на самый незатейливый сюжет, добившись при этом колоссального успеха. Вскоре появилась «Любовь к трем апельсинам». Ее появлением Гоцци создал новый жанр — фьябу, или трагикомическую сказку для театра. Потом на подмостки вышли «Король–олень» и «Турандот», публика неистовствовала, и в этой обстановке Гольдони признал себя побежденным и уехал из Венеции навсегда.


«Реконструкция здания государственного еврейского театра Белоруссии в Минске по плану должна была закончиться еще в декабре прошлого года. Однако в результате того, что Наркомпром БССР (заказчик) не обеспечил стройку необходимыми материалами и с самого начала вяло развернул строительные работы, срок окончания реконструкции здания отодвинут на июль т.г... Дирекция театра также довольно «прохладно» относится к делу. Средства на приобретение новой мебели ассигнованы уже давно. Но заказы на изготовление кресел для зрительного зала и обстановка для фойе театром почему–то до сих пор не сданы. А между тем изготовление около 1.000 специальных стульев потребует не менее 4 — 5 месяцев работы. И неудивительно, что может получиться такое положение, когда здание театра будет готово, а все же из–за отсутствия стульев не сможет открыть свои двери для зрителей» («Все сроки сорваны», 8.06.1936).


Современная нам театральная жизнь, хоть и протекает большей частью без венецианских масок, причудлива не меньше, чем спор двух Карло. Стоит, например, напомнить, что Национальный академический драматический театр им. Горького, который публика по привычке называет русским, на самом деле зародился в Бобруйске в 1932 году. А в Минске в ту пору давал постановки Государственный еврейский театр БССР, проблемами реконструкции которого был озабочен корреспондент газеты «Рабочий» в 1936 году. Спектакли шли в здании бывшей хоральной синагоги, которая успела побывать и рабочим клубом, и кинотеатром. В сгоревшее и восстановленное после войны здание бывшего еврейского театра русский театр заселился только в 1947 году.


А в 1921 году в Москве родился новый театр — Третья студия Московского Художественного театра, переименованная впоследствии в театр имени своего основателя и руководителя — Евгения Вахтангова. Свою главную пьесу он поставит через год, и вы можете уже догадаться, что ею станет «Турандот» Карло Гоцци.


«В опере Мурадели «Великая дружба» имелись недостатки, которые заслуживали деловой критики, однако они не давали оснований объявлять оперу примером формализма в музыке. Талантливые композиторы тт. Д.Шостакович, С.Прокофьев, А.Хачатурян, В.Шебалин, Г.Попов, Н.Мясковский и др., в отдельных произведениях которых проявлялись неверные тенденции, были огульно названы представителями антинародного формалистического направления. Некоторые неверные оценки в... постановлении отражали субъективный подход к отдельным произведениям искусства и творчества со стороны И.В.Сталина» («Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца», 10.06.1958).


«Мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой», — наставлял своих современников Карло Гоцци. Читай цензоры внимательно его биографию, драматург, которого называют и реакционером, и врагом революции, никогда бы не стал в СССР популярнее, чем на родине. Но как из песни слов не выбросишь, так и нашу страну невозможно представить без вахтанговского спектакля «Принцесса Турандот», без оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», без изящного художественного фильма «Король–олень», об истории создания которого можно написать полноценный сценарий для нового фильма. Пока же вы вспоминаете драматические подробности из жизни Валентины Малявиной, сыгравшей в этой музыкальной сказке главную женскую роль, я расскажу о трех «апельсинах» в судьбе композитора Прокофьева. Гоцци превратил в апельсины трех прекрасных девушек, а великий композитор мог бы спрятать в кожуру три, а может, даже и четыре невероятных факта из своей жизни. 15 января 1948 года он официально оформил брак с Мирой Мендельсон, к которой ушел из семьи еще до войны. 10 февраля 1948 года грянуло постановление Политбюро ЦК ВКП(б), заклеймившее Прокофьева и Шостаковича как формалистов, врагов народа, наносящих вред своей музыкой. 20 февраля 1948 года была арестована по обвинению в шпионаже и приговорена к двадцати годам лагерей строгого режима Лина Прокофьева, супруга и муза композитора, с которой он прожил много счастливых лет. И знаете что, этот поистине фантасмагорический набор событий будет выглядеть неполным без упоминания о том, что умер Сергей Прокофьев в один день со Сталиным.


В июне прошлого года все газеты вспомнили про Валентину Малявину. Позабытая всеми, почти слепая звезда советского кино отмечала 70–летие в подмосковном пансионате для пожилых людей. Ее жизнь и карьеру сломала смерть от ножевого ранения ее гражданского мужа Станислава Жданко в 1978 году. Сперва актрису оправдали, однако через несколько лет делу дали новый оборот, и Малявину осудили на девять лет. Она отсидела пять, и ее снова оправдали. Она еще снималась в кино, но... Узнать в поздних лентах актрису театра им. Вахтангова, по которой сходило с ума множество советских мужчин, очень трудно. Когда–то она терзала Збруева и Тарковского, резала вены Александру Койдановскому, к которому ушла от режиссера Аксенова. Он, кстати, прославится еще «Гостьей из будущего», но в 1969 году в пылу бурного выяснения отношений с Валентиной Малявиной не сможет уговорить ее на съемку в последних сценах «Короля–оленя». Так старая сказка Карло Гоцци получила неожиданно открытый финал, и сегодня нам ничего не остается, кроме как вспомнить прозвучавшую в этом советском фильме песню на слова Микаэла Таривердиева:


Куда нам деться от своих ролей,

Злодеев, царедворцев, королей,

Не только автор и не только в сказке,

Нам жизнь порой подсовывает маски.

Автор публикации: Сергей ГОРДИЕНКО

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В начале июня Минкультуры объявило о завершении приема заявок для участия в открытом...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика