Горячая дискуссия между репетитором и составителями задач к ЦТ по физике: на чьей стороне правда?. 21.by

Горячая дискуссия между репетитором и составителями задач к ЦТ по физике: на чьей стороне правда?

06.09.2012 14:36 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Горячая дискуссия между репетитором и составителями задач к ЦТ по физике: на чьей стороне правда?

           


В этом году абитуриенты очень плохо сдавали централизованное тестирование по физике. Индивидуальный предприниматель, репетитор по физике и математике Евгений Ливянт высказал множество претензий к формулировкам задач тестирования. Примечательно, что преподавателю ответили сами составители тестов по физике. На сайте Министерства образования размещен ответ специалистов Республиканского института контроля знаний —– старшего преподавателя МГЭУ им. А.Д.Сахарова Микановича А.В. и заведующего лабораторией того же учебного заведения Силенкова М.А.

Евгений Ливянт не утверждает, что плохое качество теста основная причина низких результатов на ЦТ по физике. Но подчеркивает, что формулировки некоторых задач были неряшливы и некорректны. Якобы авторы попытались придумать свои задачи вместо того, чтобы взять их из общеизвестных сборников, но, по мнению репетитора, у них этого не получилось.
 
Все задачи, которые даются абитуриентам, должны иметь полное соответствие Программе вступительных экзаменов в вузы, говорит Евгений Ливянт. Например, в программе сказано, что в условии задачи не должно быть "лишних" величин, то есть величин, которые не используются при решении задачи. "Условие должно быть достаточно полным, чтобы сюжет задачи однозначно понимался абитуриентом, а правильное решение приводило к однозначному ответу. Формулировки должны быть физически корректны и соответствовать определениям в школьных учебниках и справочниках", считает преподаватель.
 
Претензии были опубликованы на портале TUT.BY, а также отправлены автором в Республиканский институт контроля знаний (РИКЗ).
 
В комментариях к материалу некоторые пользователи портала TUT.BY высказали претензии уже к самому Евгению Ливянту. Так форумчанин под ником DAud высказал такое мнение: "Понимание сути задач никак не зависит от мелких неточностей. Если нет головы, чтобы думать, то и остается списывать все на окружающих и обстоятельства".
 
Специалисты РИКЗ считают замечания Ливянта агрессивным невежеством или дешевым пиаром. Они рекомендуют репетитору ознакомиться с учебными пособиями и задачниками для общеобразовательных школ, чтобы дальнейшие замечания, "которые он, несомненно, будет продолжать делать, были более обдуманные, а не "тяп-ляп", как на "конкурсе художественной самодеятельности".
 
"Складывается впечатление, что г-н Ливянт борется не столько за качество тестового материала, сколько за улучшение своего имиджа в глазах потенциальных заказчиков в преддверии нового учебного года", пишут они.
Специалисты также сожалеют, что репититор не увидел то, что тесты стали более "физическими", т.е. для решения задач не требуется глубоких знаний по другим предметам, например, по математике.
 
И обстоятельно отвечают по каждому пункту замечаний.
 
Задание А11.
 
Условие задачи:

 
Замечание репетитора 1:
"По условию задачи непонятно, почему заряд движется по прямой? Траектория его движения должна быть достаточно сложной, если только на заряд не действуют какие-то силы, о которых в условии ничего не сказано".
Комментарий авторов.
В данной задаче на движущийся заряд действует электрическое поле, созданное неподвижными зарядами. Для решения задачи не требуется знать причину прямолинейного движения заряда. Такая траектория, например, может быть у заряженной частицы, движущейся с достаточно большой скоростью.
 
Замечание репетитора 2:
"Что означает вектор v на чертеже – начальную скорость заряда или его постоянную скорость?"
Комментарий авторов:
"Это ни то и ни другое. Вектор υ – это мгновенная скорость заряда, его направление указывает направление движения частицы. Так принято указывать мгновенную скорость в школьных учебниках (см., например, учебное пособие1 рис. 30)."
 
Замечание репетитора 3:
"О какой потенциальной энергии идёт речь? Не бывает потенциальной энергии заряда! Можно говорить о потенциальной энергии взаимодействия движущегося заряда с остальными (неподвижными) зарядами, или о потенциальной энергии взаимодействия движущегося заряда с одним из неподвижных зарядов, или о потенциальной энергии взаимодействия системы зарядов."
Комментарий авторов:
"Утверждение ошибочное. Согласно физической энциклопедии2 "ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ – часть энергии механической системы, находящейся в некотором силовом поле, зависящая от положения точек (частиц) системы в этом поле …", далее "… понятие П. э. имеет место только для системы, находящейся в потенциальном силовом поле ..."
В нашем случае "система" – это движущийся заряд, находящийся в электростатическом поле, созданном неподвижными зарядами. Таким образом, мы имеем полное право использовать словосочетание "потенциальная энергия заряда". Неужели это новость?"
 
Замечания к заданию В10.

Замечание репетитора 1:
"Во-первых, это за рамками программы вступительных экзаменов в вузы, в которой указано, что абитуриент должен решать задачи на "равномерное движение прямолинейного проводника в однородном магнитном поле". Никаких других типов задач, связанных с движением проводников, в теме "Магнетизм" не указано. В данном задании кольцо (а это не прямолинейный проводник) неравномерно движется в неоднородном магнитном поле…"
 
Комментарий авторов:
"В Программе вступительных испытаний сказано, что абитуриент должен уметь решать задачи на определение силы Ампера, на расчет магнитного потока, на применение правила Ленца, определение электродвижущей силы индукции. Для решения задачи также надо применить второй закон Ньютона, закон сохранения энергии и закон Джоуля-Ленца. И эти темы не выходят за рамки Программы вступительных испытаний.
Евгений Ливянт слишком узко трактует пункты Программы вступительных испытаний. В ней нигде не сказано о том, что абитуриент должен уметь решать задачи только на "равномерное движение прямолинейного проводника в однородном магнитном поле".
Успешное выполнение задания В10 предполагает комплексное владение знаниями и умениями по нескольким темам".
 
Замечание репетитора 2:
"…Фраза "проволочное кольцо…, изготовленное из проводника сопротивлением R…" не совсем точна и требует указания о способе изготовления проводника и о его геометрии до изготовления кольца".
 
Комментарий авторов:
"Абсурдное замечание. Неужели так важно знать, каким способом был изготовлен проводник? Как получали медь и как из нее изготавливали проволоку, "загружая" условие задачи излишними в данном случае сведениями от добычи сульфидных руд до электролиза медного купороса и получения чистой меди?"
 
Замечание репетитора 3:
"… Если абитуриент и найдет решение задачи, то оно будет сделано не физическим путем, а математическим. Вряд ли выполнивший задание сможет физически корректно объяснить причину остановки кольца".
 
Комментарий авторов:
"Процессы, протекающие при движении кольца в неоднородном магнитном поле, подробно описаны в учебном пособии для 11 класса1 на стр. 216."
 
Замечания к заданию В1.

 
Замечание репетитора 1:
"Что за "ведущая звездочка"? Очевидно, речь идет о ведущей шестерне или о зубчатой передаче? Но почему это должно быть очевидно для ученика?"
Комментарий авторов:
"Г-н Ливянт заблуждается. Он перепутал зубчатую передачу с цепной. В зубчатой передаче используются шестерни, а в цепной передаче используются звездочки. На рисунке около одной звездочки есть надпись N1, а около другой – N2. В тексте задачи сказано, что число зубьев ведущей звездочки - N1, а ведомой – N2. Поэтому очень несложно определить, где какая звездочка в велосипеде".
 
Замечание репетитора 2:
"… в условии задачи не описано движение велосипеда: например, не указано, что колеса движутся без пробуксовки".
Комментарий авторов:
"Замечание надуманное. Движение с проскальзыванием колес является нетипичным для велосипеда. Как часто г-н Ливянт видел велосипедиста, который равномерно крутит педали, а колеса велосипеда при этом проскальзывают? Может быть еще уточнить, что цепь не проскакивает, не прокручивается покрышка относительно обода?"
 
Замечание репетитора 3:
" А может быть, на рисунке изображен велотренажер? Если так, то тогда модуль скорости "v" велосипеда равен нулю".
Комментарий авторов:
"Замечание абсурдное. В условии задачи говорится о велосипеде, а не велотренажере".
 
Замечание репетитора 4:
"По меньшей мере, в задании должна присутствовать фраза: "Велосипедист движется …"
Комментарий авторов:
"В учебнике для седьмого класса3 на стр. 16 можно прочитать следующее: "Скорость – это количественная характеристика быстроты движения". Т.е. в понятии "скорость" содержится понятие "движение".
 
Замечания к заданию А13.

 
Замечание репетитора 1:
"Задача среднего уровня, но непонятно, для чего введено неоднородное поле, которое не изучается в курсе средней школы".
Комментарий авторов:
"Неоднородное магнитное поле согласно школьным учебникам – это поле, создаваемое реальными объектами: постоянными магнитами, проводниками с током и пр. Школьникам должно быть известно, как поле постоянного магнита влияет на магнитную стрелку. Это чрезвычайно простое задание".
 
Замечание репетитора 2:
"… что такое "устойчивое положение"? Такое словосочетание не встретить ни в одном учебнике или задачнике. Вероятно, речь идет о "положении устойчивого равновесия."
Комментарий авторов:
"Замечание надуманное. Слово "устойчивый" в общепринятом смысле обозначает "восстанавливающийся после незначительного отклонения." Т. е. "устойчивое положение" – это положение, восстанавливающееся после незначительного отклонения".
 
Замечания 3.
" … для корректной формулировки задания необходимо указать, что действием силы тяжести на стрелку можно пренебречь".
Комментарий авторов:
"Как известно, в магнитных стрелках ось вращения проходит через центр масс, поэтому сила тяжести не создает вращающий момент сил. Об этом знает любой школьник".
 
Замечания к заданию А14.

Замечание репетитора:
"Ток в катушке индуктивности, как показано на графике, так резко меняться не может. Напомню, что индуктивность L характеризует способность проводника противодействовать изменению тока через проводник, а значит, график изменения силы тока в виде ломаной линии физически невозможен".
Комментарий авторов:
"В утверждении репетитора допущена ошибка, характерная скорее для абитуриентов, чем для преподавателя. В данной задаче сила тока не изменяется скачкообразно, так как функция, изображенная на графике, непрерывная. Резко меняется скорость изменения силы тока".
 
Замечания к заданию А16.

Замечание репетитора 1:
"… эта задача не соответствует программе вступительных экзаменов в вузы, так как в ней отсутствует какое-либо упоминание об оптической системе глаза и дефектах зрения".
Комментарий авторов:
"Это задание соответствует разделу "Линзы. Построение изображений в тонких линзах".
 
Замечание репетитора 2:
"… в условии должно быть написано не "луч АВ", а "луч света АВ". С точки зрения математики луч АВ может пройти только через точку 2".
Комментарий авторов:
"В задачах по геометрической оптике вместо понятия "световой луч" часто используется сокращенный вариант "луч". Например, в сборнике вопросов и задач по физике для десятого класса4 в разделе 9.2 "Задачи на построение" нет ни одной задачи, в которой бы вместо слова "луч", было бы написано "световой луч".
 
Замечание репетитора 3:
"… в условии должно быть написано: "… после преломления в хрусталике луч пройдет через точку …" или "… после прохождения через хрусталик луч пройдет через точку …".
Комментарий авторов:
"В этом утверждении содержится распространенное заблуждение. Преломление световых лучей происходит в основном на роговице глаза, а не на хрусталике. Прежде, чем предлагать какие-то правки, необходимо ознакомиться с литературой по данному вопросу".
 
Замечания к задаче В3.
 


Замечание репетитора:
"В условии не прописано, что куб однородный. Если же куб неоднородный, то у задачи нет однозначного решения, так как непонятно, в каком положении будет находиться куб в момент отрыва от дна".
Комментарий авторов:
"Утверждение ошибочное. Однородный куб плавает в наклоненном положении. Ненужные уточнения могут превратить простую задачу в сложную, поскольку абитуриенты должны понять, с какой целью сделаны данные уточнения. Совершенно очевидно, что наименьший объем воды потребуется налить в сосуд в том случае, когда куб будет всплывать в не наклоненном положении. Это будет происходить в том случае, когда центр масс куба смещен вниз. Неужели подобное уточнение сделало бы это задание более понятным?"
 
Замечания к заданию В7:
"Тепловая машина не может работать по циклу Карно, если во время ее работы будет меняться температура нагревателя. Физики в этой задаче нет – только математическая формула, в которую надо подставить числа".
 
Комментарий авторов:
"Утверждение ошибочное, и, по-видимому, оно основывается на том, что в цикле Карно рабочее тело получает тепло от нагревателя в процессе, происходящем при постоянной температуре. Поэтому делается вывод о том, что температура нагревателя должна быть постоянной всегда. На самом деле, температура нагревателя должна быть постоянной только во время выполнения цикла. Можно рассмотреть тепловую машину, которая в течение всего процесса совершит большое число циклов. В каждом цикле не будет происходить существенного изменения температуры нагревателя, при этом температура нагревателя в каждом следующем цикле будет отличаться от температуры в предыдущем цикле".
 

"По нашему мнению, — подводят итог специалисты Республиканского института контроля знаний, — замечания Евгения Ливянта являются либо ошибочными, а иногда и просто абсурдными, либо несущественными, делающими задачи более громоздкими и, как следствие, усложняющими их понимание абитуриентами".
 
На взгляд старшего преподавателя и заведующей лабораторией МГЭУ имени Сахарова, все тестовые задания удовлетворяют требованиям, которые выдвигал г-н Ливянт:
 
1) Полное соответствие Программе вступительных испытаний.
2) В условии заданий не содержится "лишних" величин.
3) Формулировки заданий физически корректны и исключающие неоднозначный ответ.
4) Термины, используемые в заданиях, соответствуют определениям в учебных пособиях.
А также:
5) Тест состоит в основном из типовых заданий, аналоги которых можно найти в сборниках и учебных пособиях, рекомендованных Министерством образования.
6) Тестовые задания ориентированы на широкий круг абитуриентов, имеющих различный уровень подготовки. В тестах присутствуют как самые простые задания, требующие минимальной теоретической подготовки, так и задания, для решения которых необходим творческий подход.
 
"Мы надеемся, что наша дискуссия будет способствовать более вдумчивому обучению абитуриентов, а не "натаскиванию" их на формулы", отмечают Миканович А.В. и Силенков М.А.
 
А что по этому поводу считают другие физики? Подключиться к дискуссии можно, оставив комментарий на форуме.
 

 
Теги: Новости
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В этом году абитуриенты очень плохо сдавали Централизованное тестирование по физике. Индивидуальный предприниматель, репетитор по физике и математике Евгений...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика