Одно время я страшно завидовала «вольным художникам». Не встают рано утром, не едут на работу общественным транспортом, не слушают указаний начальства... В общем, не жизнь — вечный праздник.
Шли годы, и «вольных художников» становилось все больше. Явление распространилось по городам и весям. Сегодня модным словечком «фрилансер» называют всех, кто не связан долгосрочными договорными обязательствами с каким–либо учреждением. Фотографов, дизайнеров, писателей, архитекторов, которые самостоятельно ищут заказы и выполняют их дома в удобное для себя время.
Фриланс стал бурно развиваться после появления компьютеров. В США им зарабатывает себе на жизнь почти шесть процентов населения. В нашей стране подобной статистики пока не ведется. Ведь многие «свободные художники» работают на грани фола. Однако известный портал недавно провел интересные исследования. И выяснилось, что примерно половина из 800 опрошенных уже имеет опыт такой работы. А подавляющее большинство — 96 процентов — хотели бы заниматься чем–то подобным в будущем. 14 процентов — уже сегодня фрилансеры, а каждый пятый время от времени выполняет заказы разных фирм, не оставляя основной работы. Еще восьми процентам перейти на вольные хлеба не позволяет специальность. Ну какой фрилансер, к примеру, из воспитателя детского сада? Зато, как оказалось, больше всего «свободных художников» среди специалистов в области высоких технологий. По оценкам некоторых экспертов, каждый четвертый из них работает дома по свободному графику.
Но так ли безоблачна жизнь фрилансера? Разговорились на эту тему с могилевским переводчиком Сергеем Мироновым. На вольных хлебах он не первый год. Плюсами своей работы считает гибкий график, возможность отдавать предпочтение одним клиентам, а от предложений других отказываться. Никто не делает замечаний, если он «на службе» одет в стоптанные тапки и старую майку. Как и по поводу пепельницы и чашки с кофейной гущей на рабочем столе.
Но и проблем у него выше крыши. Доходы непостоянны. В одни месяцы, по признанию Сергея, когда есть заказы от российских издательств, заработки доходят до 800 — 1.000 долларов. А в следующие, если клиентов мало, можно не получить и десятой части этих денег. Поэтому банковские кредиты ему недоступны — ведь их нужно выплачивать регулярно. Планируя серьезную покупку, приходится рассчитывать только на себя.
По этой же причине не каждый год удается съездить на отдых к морю. Зато, уж если получается, даже из Турции или Египта он не теряет связи с клиентами. Есть срочная работа — может выполнять ее прямо на пляже.
Бывают и другие огорчения. К примеру, неприятные разговоры с налоговым инспектором, обман при расчетах. Да и общественное мнение пока не на его стороне. Подозрительно косится родня, осуждают соседи: постоянное сидение дома не воспринимается как серьезное занятие. А бывает, подводит и собственная лень. Начало работы без всякой причины откладывается на сутки, на неделю. Как следствие — авралы, бессонные ночи...
Естественно, Сергею никто не заплатит больничный или премию, да и о будущей пенсии придется заботиться самостоятельно. Дважды он трудоустраивался в разные фирмы, с финансами становилось легче: были и зарплата, и подработка. Но, видно, по складу характера он — «свободный художник». Мог проспать или наотрез отказаться от выполнения неинтересного задания. Отношения в коллективах не складывались.
Из бесед с другими фрилансерами — архитектором, коллегой–журналистом, фотографом, репетитором — я сделала неожиданный вывод. Оказывается, каждый из них вовсе не прочь иметь постоянную работу. Правда, высокооплачиваемую и с удобным графиком. Время от времени, устав от фриланса, эти люди находят стабильные заработки. А потом, начиная тяготиться дисциплиной, вновь подумывают о работе на себя.
Впрочем, бросить все и уйти в никуда решится не каждый. Поговорила об этом с заведующей кафедрой психологии Могилевского государственного университета имени Кулешова Элиной Котляровой. Она считает, что потенциальный фрилансер должен быть в своей области специалистом высокого класса. К тому же иметь обширный круг знакомств, отличную деловую репутацию. Для «свободного художника» просто необходима железная самодисциплина. Немаловажна и твердая уверенность, что, если из фриланса ничего не получится, всегда найдется достойная постоянная работа.
Кстати, и исследования известного портала подтверждают: сделать фриланс основным источником доходов сегодня готовы только 16 процентов опрошенных.
Лично я точно не готова. Во всяком случае, сегодня. Вот выйду на пенсию, тогда и подумаю о дополнительном заработке. Если, конечно, здоровье позволит. Но для молодежи набить профессиональные шишки — чем не вариант? Юные дарования без опыта нынче работодателю малоинтересны. А тут можно получить хороший урок. Причем не только по специальности, но и по правилам игры делового мира.