На 27 вопросов ответила вчера во время часовой «прямой линии» в «СБ» Председатель Правления Нацбанка Надежда Ермакова. Звонивших особенно интересовали кредиты на жилье и потребительские нужды, компенсация вкладов советских времен. А вот журналисты, которым Надежда Андреевна дала короткое интервью, затронули более глобальные проблемы.
Цены
Правительство приняло решение жестко контролировать рост цен и в первую очередь регулируемых. Нацбанк тоже подключается к этому процессу. «Мы попросили включить нас в комиссию по регулированию цен, чтобы монетарным путем подсчитать, как это повлияет на инфляцию, и высказать свое мнение. В январе немножко был упущен контроль, и цены, даже регулируемые, прыгали анархично. И главное, поставлена такая задача: при рассмотрении вопроса об увеличении цены на тот или иной товар, особенно первой необходимости, предприятие должно представить свои предложения о снижении издержек».
Кредиты
После расширенного заседания Совмина 1 марта, где шла речь о том, что банкиры должны повернуться лицом к экономике, состоялось совещание Нацбанка с руководителями 11 крупнейших банков. Их единогласное мнение — надо снижать ставки и по депозитам, и по кредитам. Инфляция за февраль — 1,2 процента. А деньги в стране до такой степени дорогие, что просто не будет развиваться экономика. Но снижение их стоимости должно происходить не быстрыми темпами, а идти следом за инфляцией. «Мы могли бы установить ставку рефинансирования сегодня 25 процентов, экономически это было бы обоснованно», — подчеркнула Надежда Ермакова. Однако Нац-банк продолжает придерживаться жесткой монетарной политики. В частности, ни одного эмиссионного рубля на долгосрочные кредиты Нацбанк не дает. Эта практика прекращена в 2011 году.
По словам Надежды Андреевны, модернизация предприятий должна происходить не только за счет белорусских денег, но и с помощью иностранных кредитных линий на закупку высокотехнологичного оборудования. Тогда это не повлияет на финансовую стабильность в стране. Однако если кредиты не будут возвращаться и модернизация не даст должного эффекта, то через 2 — 3 года могут возникнуть проблемы.
Ставка рефинансирования
Снижения ставки рефинансирования до прогнозных 12 — 15 процентов к концу года, по мнению Надежды Ермаковой, можно достичь: «Но для этого всем надо хорошо работать. Должны снижаться издержки, товары станут более востребованны на внешнем рынке, подешевеют на внутреннем. Ведь ставка рефинансирования должна хотя бы на 2 — 3 процента быть выше инфляции».
Курс рубля
В феврале белорусы больше продали валюты, чем купили. Понятно: праздники, подарки. Свою роль, считает Надежда Ермакова, сыграло повышение доверия населения к национальной валюте: «Сегодня у нас нет необходимости девальвировать рубль. Хотя не исключено, что когда появится потребность в покупке удобрений, запчастей к сельхозтехнике в преддверии посевной, в какой–то степени наш рубль к доллару и другой валюте может обесцениться, но больших колебаний не просматривается. До 9 тысяч не должен дорасти». К слову, с начала года Нацбанк скупил на бирже 140 миллионов долларов валюты. 25 миллионов пополнили золотовалютные резервы.
А что касается деноминации, то глава Нацбанка не исключает ее в 2014 году, если в нынешнем будет достигнут прогноз по инфляции в 12 процентов.
Подробный отчет о «прямой линии» читайте в ближайших номерах «СБ».