Остановка в пути. 21.by

Остановка в пути

20.03.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

«Объекты вчерашнего дня» не должны находиться на трассах Беларуси

Транзитный статус Беларуси просто обязывает нас развивать придорожный сервис. Пусть турист, пересекающий нашу страну проездом, и не заедет в какой-либо населенный пункт, чтобы полюбоваться там местными пейзажами или достопримечательностями, но зато хоть десяток долларов на трассе за обед или за мойку своего автомобиля оставит. Как считают в профильных ведомствах, придорожный сервис за последние несколько лет в Беларуси совершил хороший качественный рывок. Проблем, конечно, хватает, но если сравнивать нынешнее положение дел с событиями 3—4-летней давности, то прогресс — налицо.

Постоянство условий — повод начать бизнес

Как рассказывает Любовь Максимова, начальник отдела планирования туристической деятельности Департамента по туристической деятельности Минспорта и туризма, еще буквально два года назад сфера придорожного сервиса была в Беларуси почти «бесхозной». Находящаяся на стыке ответственности сразу нескольких министерств и ведомств, она была как дитя у семи нянек. Но делить зоны ответственности госорганы не стали, а начали работать по принципу межведомственной координации. В Беларуси был принят план организации придорожного сервиса на 2011—2015 годы, которым перед Минтрансом, Минспорта и туризма, Минторгом, облисполкомами и другими госорганами поставлены четкие задачи и задано направление работы по развитию отрасли на последующие годы. И вовремя: необходимость активнее развивать сопутствующую инфраструктуру вытекает из объективных причин. Речь идет об интеграционных объединениях, в которые вступила Беларусь, таких как Единое экономическое пространство, из чего автоматически следует открытие дополнительных рынков для товаров и услуг, увеличение транзитного передвижения туристов и грузов по территории Беларуси. Раз так везет, почему бы этим не воспользоваться?

Немалое влияние на формирование придорожного сервиса в стране оказала реализация Указа № 270 «О мерах по развитию придорожного сервиса», который предоставил предпринимателям, работающим в этой сфере, ряд преференций. «Документ предусматривает освобождение предпринимателей от налогов на недвижимость и прибыль, предоставление им возможности в течение нескольких лет не платить арендную плату и права на получение льготных кредитов», — рассказал начальник дорожного отдела управления содержания дорожной сети Департамента «Белавтодор» Сергей Леончик. По словам специалиста, за время действия указа льготные кредиты на открытие объектов придорожного сервиса получили 38 организаций. Не так уж и много, но важен качественный подход. Суммы кредитов варьируются от $ 50 тыс. до $ 500 тыс., что говорит о том, что в сферу придорожного сервиса приходят как небольшие фирмы, так и крупные инвесторы. «Важно, чтобы любой предприниматель, приходя в сферу придорожного сервиса, понимал: его деятельность регулируется надежным законодательством, поэтому он может уверенно развивать свой бизнес в этой области», — отметил Сергей Леончик.

Законодательная поддержка — это, несомненно, большой плюс. Но предприниматели, потенциально желавшие влиться в придорожный сервис, в числе аргументов, почему они этого не делают, приводили доводы не о непостоянстве условий ведения дела, а о бюрократических проволочках. В различных инстанциях необходимо согласовывать документацию, касающуюся места размещения объекта сервиса, его архитектурно-дизайнерского оформления. На выдачу технических условий на разработку проектно-сметной документации иногда уходили месяцы, а то и годы, а такое выдерживают не все. Впрочем, в том, что касается внешнего оформления объектов, у государства в данном случае свои резоны: хочется, чтобы вдоль дорог стояли качественно отстроенные сооружения, дающие представление о Беларуси как о гостеприимной стране, а не странные сколоченные из досок малобюджетные вагончики.

«Мы уже поднимали вопрос перед Министерством архитектуры и строительства, почему наши объекты туристической индустрии не отражают нашей белорусской аутентичности. Каким должен быть этот объект? Конечно, нас не устраивают эти вагончики, обшитые сайдингом», — говорит Любовь Максимова. — Этот вопрос поднимался также на уровне Минтранса и райисполкомов, однако точки соприкосновения так и не были найдены. Потому что многие хозяева объектов придорожного сервиса возмутились: они вложили деньги, и почему их вынуждают уходить от этой дороги? Но мы считаем, что объекты вчерашнего дня не должны находиться на этих трассах. Следует возводить объекты, достойные наших ландшафтов, нашего населения, наших туристов и тех людей, которые движутся по дороге».

Заезжайте к нам на огонек

По состоянию на 1 января 2013 года в стране насчитывалось 1340 объектов придорожного сервиса, среди которых 493 АЗС, 364 магазина, 483 объекта общественного питания. Как рассказывает Лариса Комарова, и.о. начальника отдела организации общественного питания Минторга, кафе и ресторанов в Беларуси для обеспечения нужд проголодавшихся путешественников вполне хватает.

«К началу нынешнего года мы достигли стандарта: сегодня на белорусских трассах в среднем насчитывается один объект общественного питания на каждые 32 километра дороги. Европейские нормы в данном случае предусматривают один объект на 30—50 километров. С каждым годом количество придорожных заведений общепита прирастает на 5—6 %, к примеру, за 2012 год открыто 40 новых точек. Хотя, разумеется, некоторые закрываются, если были открыты в неудобном и непрестижном месте», — рассказывает представитель Минторга. По ее словам, доля придорожных кафе сегодня составляет около 4 % розничного товарооборота общественного питания и его прирост опережает общий рост, что, в свою очередь, свидетельствует об успешности такого бизнеса.

В «Белавтодоре» соглашаются с тем, что, развивая сферу придорожного сервиса, пора уделять внимание не количественным параметрам, а качественным. Хотя согласно планам в ближайшие 3 года на дорожных картах страны появятся 50 новых АЗС, 50 пунктов общепита, 11 гостиниц. Вместе с тем качественный рост отрасли также можно констатировать: в пунктах придорожного сервиса появились платежные терминалы для приема безналичных платежей, там часто аутентичная белорусская кухня и продают сувенирную продукцию. Эксперты отмечают, что сегодня путешественники уже не стремятся быстрее перекусить и уехать. Они хотят принять душ, отдохнуть, плотно поесть, попариться с дороги в бане, почистить одежду. Лидерами посещаемости являются именно такие комплексы. Пока на дорогах республики их мало —10—15 %. Остальные работают как бог на душу положит. Но в профильных ведомствах среди вновь открывающихся объектов хотели бы видеть в первую очередь комплексный подход. Тем более что диверсификация выгодна прежде всего самим предпринимателям.

После вступления Беларуси в Единое экономическое пространство отмечается рост заинтересованности от инвесторов по строительству в республике новых объектов сервиса. В первую очередь речь идет о приходе российских нефтеперерабатывающих компаний «ТНК-ВР», «Татнефть», «Газпромнефть» и белорусской «А-100», которые постепенно склоняются к выводу, что, открывая новые точки, не стоит тесниться рядом с конкурентами на оживленных трассах, а нужно отходить на менее освоенные территории с активным автомобильным трафиком. В результате следует ожидать дальнейшего формирования конкуренции в сфере услуг придорожного сервиса. «И конкуренция здесь будет нарастать в связи с тем, что по уровню цены на топливо компании конкурировать не могут. Им остается привлекать потребителей дополнительными услугами и качеством обслуживания», — уверен Сергей Леончик. При этом, как считают специалисты, именно автозаправочные станции сегодня — самый прибыльный вид старта для придорожного сервиса. А к ним нужно пристраивать мотели, кафе, магазины.

На снимке: комплекс придорожного сервиса «Валентина».

Фото: БЕЛТА

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На трассах страны — 493 АЗС, 364 магазина и 483 точки общепита
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика