Базовую школьную программу необходимо сократить как минимум на 20—30%, считает министр образования Беларуси Михаил Журавков.
«Современная школьная программа гораздо сложнее, чем она была в 70—80-е годы прошлого века, — пишет он в статье, опубликованной 19 января в газете «Советская Белоруссия». — Это усложнение программы началось в 1990-х годах и продолжается до сих пор. Нужно оставить в школьной программе только самую важную и необходимую базовую информацию».
По мнению Журавкова, создание базовой программы надо проводить поэтапно: «Сначала решительно отбросить очевидно второстепенный или невозможный для изучения в средней школе материал (для точных наук один из главных ориентиров и сегодня — программа советской школы второй половины XX века), а затем заняться тщательным отбором информации, абсолютно необходимой для изучения в школе».
«При этом надо выяснить, что изучается школьниками других стран, особенно тех, где уровень среднего образования очень высок», — отмечает министр.
«К сожалению, — признает он, — сегодня нарушена согласованность между средней и высшей школой. Нужно, чтобы ребенок получил базовые знания именно в том возрасте, который наиболее соответствует их усвоению».
Журавков также сообщил, что сейчас в Беларуси проводится работа по подготовке «учебно-методических комплексов нового поколения».
Повышение качества подготовки министр назвал первым приоритетом в развитии белорусского школьного образования. Важным шагом в этом направлении, считает он, является создание в школах профильных классов.
Одним из направлений профилизации предусмотрена профессиональная подготовка учеников с использованием учебной базы учреждений профессионально-технического и среднего специального образования. «То есть обучение в учреждениях профессионально-технического образования следует рассматривать как элемент профильного образования. Одновременно, конечно, необходимо вводить допрофильную подготовку учащихся 8—9-х классов, а также обеспечить условие относительной завершенности базового образования», — говорится в статье.
Журавков также сообщил о планах по совершенствованию системы отбора абитуриентов. Хотя централизованное тестирование как система проверки знаний выпускников школ показало свою эффективность, оно требует дальнейшего развития. Особенно в части, где нужно объяснить решение, вывод или заключение, изложить их логику, пояснил министр образования.