«Вишневый сад» Льва Додина показали в Москве. 21.by

«Вишневый сад» Льва Додина показали в Москве

19.12.2014 18:06 — Новости Мира |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Москва, 17 декабря. «Вишневый сад» - последнюю постановку худрука петербургского МДТ и рекордсмена по числу «Золотых масок» Льва Додина - показали в Москве в рамках фестиваля «Сезон Станиславского». Более того, спектакль закрывает один из главных фестивалей страны – и не случайно. По всем параметрам это театральный хит: главные роли в нем исполняют Ксения Раппопорт, Елизавета Боярская и Данила Козловский, а за режиссуру Додина выдвинули на «Золотую маску». И в Москве на показе в МХТ он произвел фурор.

Первое, что замечают зрители еще до начала действия, – это декорации, за которые отвечает художник Александр Боровский. Сцена фактически перенесена в зрительный зал: вместо первых рядов стоят стол и диваны из гостиной Раневской, а в середине партера расположились бильярдный стол и кинопроектор. Все кресла в зале покрыты суконными чехлами, и зрители как будто находятся на веранде усадьбы. По проходам между рядами будут ходить герои, еще одно решение пространства связано с дверьми в зал. Их специально сменили на стеклянные, через них проходит свет: мы видим, как смеркается или, наоборот, восходит солнце, как кто-то прошел за ними. Все это создает ощущение настоящей усадьбы, развернувшегося вокруг нас быта. Сама сцена при этом остается практически не задействованной, с этим связан еще один прием. В начале действия Лопахин развернет на ней экран, на котором будут показывать тот самый вишневый сад. На него же будут проецироваться воспоминания героев о детстве и счастливых временах.

Сцена так и останется за полотном до самого конца спектакля. Лишь иногда актеры будут подниматься на авансцену, свободную кромку шириной в несколько метров, чтобы произнести свои самые громкие слова. Со сцены прозвучат монолог Раневской и речь Лопахина «Вишневый сад мой!». Но это место театральное, неестественное, и герои будут подниматься на него в те моменты, когда сами их поступки и речи театральны, основное же действие развернется в зале, в быту, в кругу семьи и друзей.

Додин своими работами доказывает, что классический театр жив. Среди многочисленных авангардных постановок с необычной сценографией, современным текстом в основе и расшатанным действием еще острее смотрится классика. Казалось бы, такие спектакли и сами их средства архаичны, но они живут и заставляют жить, чувствовать зрителей. «Вишневый сад» - классика из классики, и тексту Додин следует едва ли не до буквы. Но есть здесь место и для горячих поцелуев, страстных взглядов, которые Лопахин в исполнении Данилы Козловского бросает на Раневскую. В этом персонаже время искажается: Лопахин, уже купив Вишневый сад, с надрывом, натужно поет «My way» Фрэнка Синатры. И он действительно проложил свой путь, достиг своей цели, сделал, как хотел.

Но спектакли Додина не были бы такими без узнаваемой актерской игры: режиссер настраивает актеров под себя. Боярская и Козловский и вовсе закончили курс под руководством Додина в СПбГАТИ. Чехов и его персонажи - поле для множества различных интерпретаций и трактовок. Раневская у Додина - изысканная, утонченная, настоящая женщина искусства. Варя – грубоватая, сильная, но вместе с тем страстная. Но самую яркую роль отыгрывает Данила Козловский. Его Лопахин, страстно влюбленный в Раневскую, чужой в этом мире, постоянно изгоняется из него. Неудивительно, что исполнители всех трех ролей, Ксения Раппопорт, Елизавета Боярская и Данила Козловский, были номинированы на «Золотую маску».

В спектаклях Додина завораживают меткие детали: как поводит бровями, услышав о плане Лопахина, Раневская, как смотрит на Лопахина Варя, когда он ее не видит, как каждый из героев встречает новость о продаже сада. Эти едва заметные эмоции, оттенки чувств, какой-то изгиб бровей или губ, составляют палитру спектакля, его глубину. На сцене проходит настоящая жизнь героев, и они живут ей постоянно, а не только когда на них обращено все внимание.

Есть в спектакле и размышления о месте «Вишневого сада» в нашей жизни. Когда Раневская просит перед отъездом «еще раз показать кино про вишневый сад», Лопахин отдает ей катушку с пленкой - смотрите, когда захотите. Такой катушкой, по сути, является и сама пьеса Чехова – ее всегда можно достать и просмотреть. Это наши зафиксированные воспоминания, ностальгия по ушедшему прекрасному прошлому.

В заключительной сцене, когда все двери на ключ закроет Лопахин и в доме останется лишь один Фирс, окажется, что за занавесью на сцене теперь деревянный заслон – все, срубили, нет хода назад. И старой культуре остается только умереть, но на ее место придет новая, пусть и в виде проекций на заборе.

Катя Загвоздкина

 
Теги: Новости
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Вишневый сад» - последняя постановка худрука петербургского МДТ и рекордсмена по числу «Золотых масок» Льва Додина - закрыла один из главных фестивалей страны...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Мира)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика