«НОЧЬ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ»
«Ночь на лысой горе»
накрыла «минскую весну» Кирилл БОРИСЕНКО http://www.belgazeta.by/20080407.14/360306281 Фестиваль «Минская весна», проходящий в этом году в 26-й раз, должен был бы непременно поразить своим размахом любителя классической музыки. Сразу же бросалось в глаза число стран-участниц, представленных своими коллективами и исполнителями, - 14 стран, не считая самой Беларуси, и 29 проектов, в т.ч. особенно ярких симфонических программ. Непривычно большое количество звезд, в т.ч. и с именами мирового уровня, и премьер, как поставленных мастерами белорусской сцены, так и впервые привезенных в Беларусь произведений. Фестиваль, длящийся целый месяц - с 3 по 30 апреля, должен быть настолько масштабным, чтобы с легкостью и без особых несостыковок включить в себя серию малых фестивалей и программ, стоящих по своему значению отдельного фестиваля. В программе «Минской весны-2008» нашлось место даже поэтическому вечеру Беллы Ахмадулиной - музыкальному лишь в той мере, в какой может быть музыкальной большая поэзия. Премьерная постановка усилиями белорусских коллективов «Свадебки» Стравинского - сложнейшего песенно-хореографического цикла - также пройдет в рамках «Минской весны». Обо всем этом на пресс-конференции поведал художественный руководитель Белорусской госфилармонии Юрий Гильдюк. Пресс-конференция проходила в крайне торжественной атмосфере, на ней присутствовали и по очереди брали слово чиновники филармонии самого высокого ранга - от гендиректора до его заместителей, руководителей оркестров и режиссеров-постановщиков. Все без исключения были исполнены большой гордости за свое детище, «Минскую весну-2008», и вполне обоснованно: такого размаха и масштаба фестивальной жизни классической музыки столица, может быть, никогда и не видала. Объяснить причину столь неожиданно свалившегося на посетителей филармонии большого подарка Гильдюк сначала взялся с помощью цифр, причем с азартом, который мог бы составить честь любому средневековому нумерологу. Было перечислено действительно впечатляющее количество приходящихся на этот или близлежащие годы юбилеев (Стравинский, Брамс, Мендельсон-Бартольди, Ахмадулина, Казинец, Кара Караев, Государственный симфонический оркестр РБ, Государственный камерный оркестр РБ). Но поверить в магию цифр настолько, чтобы только она одна объяснила впечатляющее количество съехавшихся на фестиваль в Минск музыкантов, было все-таки трудно. Потом, правда, уже гендиректор филармонии Александр Гарбар приоткрыл завесу тайны, сообщив, что именно на этот фестиваль было увеличено финансирование - и со стороны госструктур, и со стороны спонсоров. Как бы там ни было и кто бы ни способствовал - магия чисел или магия увеличения финансирования, но от программы, которую предлагает в этом году «Минская весна», зритель остается в равно выигрышном положении. Главное, чтобы он этим воспользовался. РУССКАЯ ПРОГРАММА ЛИТОВСКОГО ДИРИЖЁРА Одним из первых концертов, открывших 26-й международный фестиваль «Минская весна», стала программа, подготовленная литовским дирижером Гинтарасом Ринкявичюсом и Государственным академическим симфоническим оркестром РБ. Концерт, проходивший во второй день фестиваля в Большом зале филармонии, собрал на удивление мало публики. Хорошо бы, если бы публики набралось на половину зала, в действительности же можно было говорить только о трети. В подобной ситуации странными казались слова Гильдюка на пресс-конференции - о том, что на «Минскую весну-2008» уже проданы все билеты. Странной казалась и поправка, которую тут же внесли в заявление художественного руководителя филармонии коллеги: «проданы почти все билеты». Между тем оставалось только сочувствовать «раскупившим билеты» и не явившимся на концерт любителям музыки. «Русская» программа из трех классиков - Мусоргского, Прокофьева и Рахманинова - была исполнена блестяще. Причем на высоте оказались в равной степени все музыканты. Экспрессивная манера дирижирования Ринкявичюса говорила о том, что он согласен дирижировать не только без публики, но даже и без оркестра, а Государственный симфонический оркестр под управлением нового дирижера работал как никогда слаженно и ровно. «Ночь на Лысой горе» Мусоргского, широко открывающая дверь из нашего мира в мир зловещих обрядов, черных шабашей и прочего торжества нечистой силы, была исполнена Гинтарасом Ринкявичюсом с необыкновенной яркостью и убедительностью. И если Мусоргскому, со всеми его частыми интоксикационно-галлюциногенными вылазками, мир чертей и ведьм был знаком не понаслышке, то откуда столь точные сведения о нем у литовского дирижера, художественного руководителя Литовского государственного симфонического оркестра, оставалось загадкой. Может быть, из Новосибирска, где Гинтарас Ринкявичюс некоторое время возглавлял местный симфонический оркестр? «Концерт N1 для фортепиано с оркестром» Прокофьева проходил уже в более спокойных тонах и заодно представил публике вторую гостью из Литвы, Руту Ринкявичюте (фортепиано). «Симфонией N2» Рахманинова, обвалившей на головы слушателям вместе с финалом ключ сразу ко всем своим пяти частям и вызвавшей целый шквал аплодисментов, и закончился этот фестивальный вечер. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Фестиваль «Минская весна», проходящий в этом году в 26-й раз, должен был бы непременно поразить своим размахом любителя классической музыки. Сразу же
|
|