НАКРЫТЬСЯ СЕТЬЮ
Накрыться сетью
Специализированный ритейл в Беларуси только начал развиваться Оксана ПЕТРОВА http://www.belgazeta.by/20080421.16/470195671 Перед белорусской специализированной розницей сегодня стоит множество острых вопросов. Универсальный ритейл или специализированный? Павильоны в ТЦ и ТРЦ или сеть магазинов? Монобрендовый или мультибрендовый ассортимент? У каждой компании свои ответы на эти вопросы. Сама жизнь заставляет отечественные розничные сети предпринимать шаги по расширению и развитию. В СВЯЗИ СО СВЯЗЬЮ Рынок мобильных телефонов и аксессуаров к ним можно назвать типичным в плане иллюстрации проблем специализированных сетей: появляются крупные игроки, открываются (а затем порой закрываются) торговые точки, однако «белый» товар в рамках существующих условий хозяйствования проигрывает ценовую конкуренцию «серому», и это тормозит развитие легальной розницы. Крупнейший игрок белорусского рынка - компания «Евросеть» - работает в Беларуси с сентября 2005г. В мае 2007г. функционировало 100 салонов этой сети. Все это время руководство сети подчеркивало, что пока работает в убыток: «серый» импорт и неумелые попытки бороться с ним (например, маркировка спецзнаками), а также высокие налоги делают работу «белого» ритейлера нерентабельной. К концу 2007г. у «Евросети» осталось в Беларуси 80 салонов, остальные были закрыты как не приносящие прибыли. В июле и ноябре 2007г. появлялась информация о том, что компания может вообще свернуть свой бизнес в Беларуси. Решение о дальнейшей работе руководство «Евросети» собиралось принять в начале года, надеясь, что правительство изменит ставки налогов. Скорее всего, официальное заявление о перспективах «Евросети» прозвучит в начале II квартала 2008г. Пока же представители «Евросети» отказываются говорить о планах компании на текущий год, мотивируя это тем, что им необходимо знать итоги работы в I квартале. В конце февраля у ИООО «БелЕвросеть» сменилось руководство: Алесь Мухин ушел с поста гендиректора по собственному желанию, его сменил Константин Козенков, а управляющим директором стал Роман Кананыхин. Официальная версия связывает кадровые перестановки с новым этапом развития. «Одни мейджоры работают над развитием бизнеса, с чем Алесь великолепно справился, - пояснила «БелГазете» PR-менеджер «БелЕвросети» Наталья Долгих. - Другие более настроены работать над его эффективностью. «Евросеть» крепко стоит на ногах, сейчас нам нужно все-таки зарабатывать деньги». Несмотря на то, что весь 2007г. «Евросеть» сетовала на невыгодность работы на белорусском рынке, другой крупный российский ритейлер рискнул открыть здесь свой бизнес. Группа компаний «Связной» выкупила контрольный пакет ИООО «Белая вежа». В результате «Связной» получил в качестве стартовой площадки более 100 салонов мобильной связи и фотоуслуг. Планируется, что к концу 2008г. в активе «Связного» будет 150 магазинов в Беларуси. На начало марта в стране работало 9 магазинов «Связной 3», остальные - пока под ТМ «Фокус» и «Мегаплюс». По словам специалиста компании по связям со СМИ Елены Ноготковой, после перестройки салонов в «Связной 3» их продажи увеличиваются в 2,5-3 раза. При этом компания ориентируется на многопрофильные салоны цифровых устройств: «Если делать акцент только на продаже телефонов, то конкурировать трудно из-за большой доли нелегальных поставок и значительной налоговой нагрузки». СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РАЗНИЦА В сегментах специализированной розницы, где сетевым строительством занимаются крупные импортеры, давно работающие на рынке, они нередко сознательно выбирают разные стратегии развития, опираясь на различие используемых торговых форматов. Характерный пример - бытовая техника и электроника. Что касается специализированных сетей в других сферах торговли, то их, пожалуй, можно охарактеризовать как поступательно развивающиеся: революционных изменений не претерпевала ни одна из них, а то, что менялось, является элементами развития компаний. Компания ООО «Электросервис и Ко», до 2007г. известная сетью магазинов «Электросервис», в минувшем году провела ребрендинг. По мнению специалистов торговой сети «Электросила» (под этой маркой магазины компании «Электросервис и Ко» работают сегодня), ребрендинг отражает то, как компания изменилась за 14 лет работы на рынке. Сеть насчитывает 25 торговых объектов в Беларуси. Все региональные магазины работают по системе франчайзинга. У сети «Умные вещи» (СП ЗАО «Энергопром»), занимающей ту же нишу, 10 торговых точек. Возможно, разница в том, что две сети делают акценты на разных форматах: «Электросила» наряду с магазинами и супермаркетами открывает и фирменные секции в ТЦ, «Умные вещи» существуют главным образом в формате магазинов (9 из 10 торговых точек). Похожая ситуация прослеживается и в развитии двух торговых сетей детской одежды - «Оранжевый верблюд» (ООО «Тувия») и Marusya (СООО «Маруся»). Торговая сеть последней насчитывает 36 магазинов и фирменных секций, при этом собственно магазинов 5. Представители компании «Маруся» не сочли возможным ответить на вопросы корреспондента «БелГазеты», поэтому мы не смогли узнать о причинах такого способа построения сети. Однако логично было бы предположить, что единообразно оформленные секции в отделах детской одежды все равно формируют узнаваемость ТМ, кроме того, покупатели могут сравнивать продукцию нескольких производителей и делать выбор на месте. Затраты на создание сети при такой стратегии также меньше, особенно если учесть точечную направленность ТМ и ее относительную молодость. Другая сеть, специализирующаяся на детской одежде, «Оранжевый верблюд», напротив, использует в основном отдельно стоящие магазины. Компания продает одежду нескольких ТМ, что и определяет формат торговых объектов. Сейчас сеть «Оранжевый верблюд» включает в себя 5 магазинов и 2 торговых объекта, работающих по системе франчайзинга. Информацию о том, кто является франчайзи и где они работают, специалисты «Оранжевого верблюда» назвали закрытой. МУЛЬТИБРЕНДОВАЯ БЕЛАРУСЬ Многие белорусские предприятия, которые сейчас имеют торговые сети, состоящие из фирменных магазинов, в 90-е гг. начинали именно с секций в крупных универмагах. Это касается в первую очередь косметики, одежды и обуви. Правда, в ряде случаев это были (и остаются по сей день) не столько секции с их обязательными атрибутами (оформление, консультанты-продавцы, работающие только с ассортиментом данной компании, одинаковые цены и пр.), сколько отсортированные по производителям группы товаров. Многие компании имеют в придачу к торговле через универсальные магазины собственные фирменные торговые объекты. В большинстве случаев магазины стали появляться после того, как производители добились узнаваемости, работая через универмаги и ТЦ. Уже упомянутую компанию «Тувия» можно привести в качестве еще одного примера, ярко характеризующего развитие сетевой торговли. Компания продает обувь через магазины сети Axis (одноименная ТМ) и «Мегатоп» (несколько ТМ). Если первая сеть, насчитывающая немногим менее десятка магазинов, делает упор на модную обувь, то формат второй (пока два магазина) позиционируется создателями как семейный обувной супермаркет. Соответственно происходит и распределение ассортимента - как по цене, так и по модельному ряду. Компании принадлежат также магазины «Беларускi абутак», специализация которых следует из названия. Очевидно, что универсальные магазины сегодня не могут удовлетворить потребности импортеров и производителей в сбыте, поэтому построение собственных торговых сетей останется актуальным, несмотря на то что это требует от компаний серьезных финансовых инвестиций и организационных изменений. С другой стороны, приход на белорусский рынок российского ритейла, несомненно, будет крайне болезненным для отечественной специализированной розницы. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Перед белорусской специализированной розницей сегодня стоит множество острых вопросов. Универсальный ритейл или специализированный? Павильоны в ТЦ и Т |
|