СЕТИ, РЫНКИ, ТОВАРЫ
Сети, рынки, товары
Иван ДУБОВЕЙ, Яна ПОЛУЯНОВА http://www.belgazeta.by/20080421.16/470206441 Взгляд изнутри Андрей ДЕХТЕРЕВИЧ, директор ООО Opt-Tile (салоны керамической плитки Opoczno). Первый наш салон открылcя в 2004г. в Минске. Мы с самого начала ориентировались на монобрендовую концепцию и не намерены изменять ей в дальнейшем. Наша торговая сеть специализируется на керамической плитке польского производителя Opoczno S.A. С моей точки зрения, основной плюс монобрендовой торговой сети - большая по сравнению с мультибрендовой простота организации работы: один поставщик, простая логистика, одна ТМ и т.п. Безусловно, на наш выбор повлияло то, что наш польский поставщик обеспечивает очень широкий ассортимент - 1200-1300 товарных позиций. Кстати, с ними покупатель может ознакомиться еще до визита в салоны Opoczno на нашем корпоративном сайте www.opoczno.by, там же уточнив адрес ближайшего к нему салона сети. При этом по скорости обновления коллекций Opoczno S.A. - один из лидеров: постоянная смена коллекций, постоянное движение ассортимента стимулируют приток покупателей. Думаю, не прогадали мы и с позиционированием. Плитка Opoczno - золотая середина в соотношении «цена-качество», продукт для потребителя, которому, с одной стороны, хочется чего-то большего, чем продукция из стран СНГ, с другой - он не собирается приобретать дорогую плитку, скажем, итальянскую или испанскую. Средний сегмент - это не догма, а позиция. К нам обращаются и более состоятельные покупатели: они тоже рассматривают ассортимент Opoczno как оптимальный с точки зрения соотношения «цена-качество». Одна из отличительных черт сервиса салонов Opoczno - бесплатное предоставление клиентам дополнительных услуг при покупке: наши сотрудники разрабатывают дизайн-проект, делают расчеты необходимых материалов и создают эскизы нескольких вариантов укладки плитки на выбор. Это способствует формированию высокой лояльности покупателей к салону и ТМ, а саму покупку превращает в услугу с персонализированным подходом к клиенту, гарантирующим индивидуальность каждого помещения, отделанного плиткой Opoczno. Мы развиваемся по двум направлениям: открываем собственные салоны и содействуем открытию салонов, находящихся с нашей сетью в партнерских отношениях. Это не совсем франчайзинг, поскольку мы не являемся правообладателями ТМ Opoczno, а просто представляем производителя в Беларуси. Тем не менее именно под ТМ Opoczno мы оказываем партнерам содействие: предоставляем экспозиционное оборудование, образцы продукции, обеспечиваем рекламную поддержку и т.п. Более того, когда партнер открывается, мы первые три месяца в рамках определенного бюджета финансируем его рекламную кампанию. Сегодня у нас в сети пять собственных магазинов и пять партнерских салонов. Функционируют салоны керамической плитки в Минске и Витебске, скоро откроется еще один салон в Минске, салоны в Гомеле и Могилеве, причем первые два - до конца весны. У нас есть своя целостная концепция развития торговой сетиOpoczno, ею мы и руководствуемся при развитии. Этой концепции, предполагающей четкую специализацию и монобрендовость, лучше всего соответствует отдельно стоящий магазин со специально предназначенным для экспонирования продукции интерьером, комфортной парковкой и другими удобствами. В отличие от ТЦ, где в поисках необходимого товара покупатели зачастую проводят много времени, отдельно стоящий салон способствует привлечению постоянных клиентов, обеспечивает поточность посетителей, облегчает эффективное продвижение торговой марки и торговой точки. Алексей ДОЛГИХ, директор по маркетингу ООО «Энергопром» (сеть магазинов «Умные вещи»). К сожалению, по трем аспектам (уровень потребления - как покупают, уровень услуги - как продают, уровень предложения - что продают) я бы оценил развитие рынка бытовой техники критически. Потребление отражает уровень жизни, зависящий от уровня доходов. А он, увы, пока оставляет желать лучшего. Для многих потребителей бытовая техника все еще является предметом роскоши. ЖК или плазменный телевизор - роскошь. Поменять любимый 15-летний холодильник, который в прошлом веке был куплен за $150, на что-то дороже $500 - роскошь. Кухонный комбайн, блендер, соковыжималка, СВЧ и куча приятных кухонных принадлежностей - роскошь: многим некуда все это ставить на 7-метровой кухне. Кондиционер некоторые потребители даже не считают бытовой техникой. Однако ситуация постепенно меняется к лучшему: даже для не очень состоятельных людей стиральная машина - уже не роскошь. Воистину лень - двигатель прогресса! Значительная часть потребителей все еще покупает бытовую технику редко, не потому, что «хочу», а потому, что «надо». И когда нужда замучила, люди задаются вопросом: где? Торговля бытовой техникой очень сильно фрагментирована. Техника продается везде - и… нигде. Лишь в последние год-полтора стало ощутимым присутствие крупных компаний, позиционирующих свои магазины как сетевые в республиканском масштабе. В 2007г. в Минске появилось два магазина с площадью около 1 тыс. кв. м. Для нас это событие, но российские сетевики используют магазины площадью 2,5-3 тыс. кв. м. Есть и компании, заявляющие, что в магазине площадью менее 5 тыс. кв. м. невозможно полноценно представить бытовую технику. Характерный пример: в Самаре (население 1,2 млн.) одна лишь компания «М-Видео» владеет тремя магазинами бытовой техники площадью 1,8, 2,5 и 3 тыс. кв. м. Самый маленький из них еще и работает круглосуточно. Этот пример лучше всего характеризует состояние отечественной специализированной розницы. Что касается уровня предложения, то на ассортименте импортных товаров сказывается тот факт, что при нашем не очень емком рынке зарубежным производителям работать с белорусскими компаниями, видимо, сложно. Мы проигрываем даже Литве и в скорости появления новинок, и в широте представляемых брендов. В связи с ростом числа ТЦ и ТРЦ розница развивается по пути укрупнения. Становятся неактуальными торговые точки с маленькими площадями. ТРЦ - потенциальные площадки для крупных объектов. Сегодня из крупных комплексов магазин «Умные вещи» представлен только в ТЦ «Столица». Работает он недавно и пока не так эффективно, как хотелось бы, однако положительная динамика есть. Но на текущий момент «Умные вещи» не собираются отказываться от отдельно стоящих магазинов в пользу ТЦ и ТРЦ. В перспективе года-двух формат магазинов «Умные вещи» я вижу ярким, удобным, гостеприимным, с более продуманным и просчитанным ассортиментом. Будет расширена гамма представляемых товаров и брендов. Серьезным фактором, влияющим на рынок, может стать приход в Беларусь крупных российских сетей. После этого формат всей белорусской розницы бытовой техники, включая современные «тысячники», резко устареет. Именно поэтому «Умные вещи« стремятся не просто развиваться вместе с рынком, а пытаться в чем-то опережать его развитие. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Взгляд изнутри |
|