3. Вышеград: внешняя политика*
3. Вышеград: внешняя политика*
За время посткоммунистического развития страны V-4 преодолели значительный эволюционный путь. Александр ГРИЦАНОВ Их современная внешняя политика сформировалась под влиянием нескольких факторов, самыми важными из которых являются евроатлантическая интеграция в рамках Евросоюза и НАТО, специфика собственного внутриполитического развития каждого государства и особенный характер отношений с Российской Федерацией. При всей свободе дискуссий и долгое время требуемого консенсуса для принятия совместных решений в рамках ЕС "Вышеградская четверка" смогла не затеряться и в этом могучем геополитическом объединении. То особое место, которое географически занимает квартет на карте Европы, обусловило и серьезные надежды, возлагаемые Брюсселем на этот перспективный региональный альянс. Экономика, асимметричная политике. Позиционирование V-4 в сообществе государств, объединившем практически весь Старый Свет, обусловлено спецификой отношений держав традиционной Европы (главным образом Франции, Германии, Италии и стран Бенилюкса) и США. Новые члены ЕС обрели в ходе расширения Евросоюза до 25 участников свои привилегии: например, возможность выгодного маневра на политическом поле при столкновении позиций "великих держав". Теперь "ядро ЕС" (государства — основатели всего Союза) должно присматривать не столько за тем, чтобы государства Центральной и Восточной Европы снова не повернулись в сторону России (это — в прошлом), сколько следить, чтобы этот пул держав не слишком повернулся в сторону Соединенных Штатов. Именно так произошло в начале войны в Ираке. Польша, ранее активно участвовавшая в мирном урегулировании в Боснии и Герцеговине, одной из первых поддержала Вашингтон (вопреки консолидированной позиции Франции и Германии), отправив в Ирак четвертый по численности воинский контингент среди всех участников коалиции, сумевшей свергнуть режим Саддама Хусейна. В результате в конференции, посвященной задачам послевоенного урегулирования и восстановления Ирака, помимо Польши участвовала Чехия, но на ней не присутствовали ни Франция, ни Германия. Им американцы тогда так и не простили их несогласия с военным решением проблемы. Расширение Евросоюза и все более четкое внешнеполитическое блокирование Вышеградской группы имеет следствием также и то, что осуществляется дальнейшее изменение геополитической конфигурации восточной части Старого Света. У этого процесса появились дополнительные локомотивы — новые страны — члены ЕС и прежде всего уже упомянутая Польша. С точки зрения геополитики, именно Варшава выиграла от расширения в наибольшей степени, став своего рода "авторизованным дилером" ЕС в отношениях с теми странами восточной части Европы, которые еще не вступили в него, но стремятся к этому. Многие польские политики сравнивают эту миссию с миссией древнегреческого Прометея — нести огонь и свет далее на восток, прежде всего в Украину. Парадокс состоит в том, что ЕС не может препятствовать этой активности, даже если государства, составляющие его ядро, проявят скепсис, опасаясь нового притока иммигрантов и криминализации бизнеса. Идея "Большой Европы" давно приобрела характер сакральной стратегии: отказаться от нее для политиков Франции, Германии, Италии и Испании, крупнейших стран материковой Европы, было бы равносильно потере общего идеала. Участие государств — членов ЕС в формировании бюджета сообщества — еще один сложный вопрос, имеющий непосредственное отношение к внешней политике этой межгосударственной организации. И здесь складывается картина, не совпадающая с демографическим, политическим и территориальным ранжированием. Девять стран, по существу, служат донорами в отношении остальных, получающих поддержку из бюджета. На средний уровень подобной поддержки рассчитывают члены V-4 — Чехия и Словакия, а также Словения и Латвия (которые составляют по этому критерию одну группу с Испанией, Бельгией, Ирландией и Португалией); на высокий — Польша и Венгрия, а также Литва и Эстония (вместе с Грецией и Люксембургом). В свое время правительства стран Вышеградской группы взяли курс на создание эффективного механизма выработки, согласования и реализации межгосударственных соглашений в экономической сфере, а также в разрешении ряда повседневных вопросов. Был урегулирован ряд торгово-экономических проблем, вопросы сертификации и стандартизации товаров и услуг, патентования изобретений, лицензирования и т. п. Среди главных и успешно решенных странами V-4 задач следует прежде всего вспомнить координацию усилий по подготовке стран-участниц к вступлению в Европейский Союз и создание (с участием ряда соседей) зоны свободной торговли. V-4 и постсоветское пространство. Со времен великой "осени народов" (1989 г.), воплотившейся в падении тоталитарных режимов в ряде стран, в регионе неоднократно менялись взгляды на отношения с государствами постсоветского пространства. Амплитуда своеобразного маятника простиралась от политического недоверия "мстителей за прошлое" до "взаимопонимания финансового порядка". Наряду с внешними факторами, влияющими на кооперированную внешнюю политику Евросоюза (сейчас таковыми можно считать последствия событий в Южной Осетии), следует учитывать и внутренние импульсы. За последние годы имели место смены правительств в Польше (2005 г.), в Чешской Республике (2006 г.) и Словакии (2006 г.), формирование нового социалистического кабинета в Венгрии (2006 г.), польский политический кризис (2007 г.). В Польше в 2005 г. к власти пришли праворадикальные политические силы, недавно "разбавленные" умеренными либералами, в Словакии правит левая коалиция. В Чехии ожесточенная избирательная кампания завершилась нелегкой победой правых, только через полгода сумевших сформировать правительство. В Венгрии правительство устояло, пройдя осенью 2006 г. через масштабный кризис, но социалисты обрекли себя на вероятное поражение в будущем, что показали местные выборы. Внутри стран Вышеградской группы сложилась четкая идентификация политических сил по отношению к основным центрам мировой политики. Место недавнего антагонизма Запад — Восток занял треугольник Вашингтон — Брюссель — Москва. В январе 2006 г. словацкими агентствами Markat и Focus был проведен телефонный опрос более 500 респондентов, которым было предложено ответить на вопрос: "В каком направлении должна развиваться внешняя политика Словакии?". Были получены следующие результаты: 30% считают, что республика должна развивать отношения с Западом, 5% — исключительно с Россией, 59% — и с Россией, и с Западом. В зависимости от политического темперамента правящей группировкой по-разному расставляются акценты во внешней политике, но "треугольник" по-прежнему остается неизменным. Правые силы ориентируются на Вашингтон, левые и центристы — на Брюссель. Всеми ведущими политическими партиями отношения с постсоветскими государствами рассматриваются исключительно с прагматических (в разной степени) позиций. Чешский политолог Б. Даньчак, изучив программные документы чешских партий, пришел к выводу, что "нет партии, которая могла бы назвать приоритетом в области внешней политики отношения с Россией и другими странами СНГ. Только Коммунистическая партия Чехии и Моравии (КПЧМ) остается последним политическим субъектом, который сравнительно лояльно относится к названным странам, но и он видит выгодным путь внешней политики — однозначный выбор в пользу прозападной ориентации страны". Поэтому смена у власти элитной группировки в любом государстве V-4 может изменить внешний антураж отношений, но серьезных перемен Москве и Минску ожидать не приходится: нынешние тенденции можно считать относительно устойчивыми. С Украиной, в свою очередь, отношения развиваются опережающими темпами. Более того, региональное лидерство дает официальной Варшаве возможность претендовать даже на роль координатора восточной политики ЕС, то есть политики Брюсселя в отношении России, Беларуси и Украины. Квартет свободных. Спустя более 15 лет после учреждения Вышеградская группа демонстрирует ряд значимых собственных особенностей как межгосударственное объединение. Прежде всего V-4 выступает как удобная площадка-форум для проведения политических консультаций. Трансформация ее в эффективный механизм реализации согласованных проектов — одна из главных задач сообщества. Социальное измерение вышеградских контактов (обмен людьми и идеями, а также геополитическая экспансия на восток) начинает занимать все более весомую позицию во внешнеполитическом потенциале всего Евросоюза. Постепенно V-4 начинает формулировать и выдвигать собственные внешнеполитические и экономические инициативы. Восточный вектор политики Евросоюза (в первую очередь в отношении Украины) может выступить наиболее подходящим для "четверки" полем деятельности. В целом именно применительно к Украине интересы стран "четверки" наиболее сходны, а поддержка общественности и экспертного сообщества особенно высока. Эти перспективы уже начинают всерьез обсуждаться на уровне высших исполнительных институций ЕС. После 15 лет развития V-4 можно смело утверждать, что сложилась определенная уникальная вышеградская модель межгосударственного сотрудничества, органично сочетающая интеграционные и кооперационные качества. Все участники партнерства в формате этого "квартета" остаются весьма свободными в своих внешнеполитических ориентирах, поскольку никогда не принимали жестких обязательств в рамках V-4. Интеграционные методы сотрудничества применяются в тех областях, где это возможно: реализация конкретных программ экономического и социального направления. Кооперация затрагивает интересы всех или только отдельных стран (зона свободной торговли, таможенный союз Чехии и Словакии). Некоторые аспекты сотрудничества вообще не выносятся на уровень "Вышеграда", поскольку рассматриваются в более широком контексте евроатлантической интеграции. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
За время посткоммунистического развития страны V-4 преодолели значительный эволюционный путь.
|
|