Просила "четыре тысячи долларов, предложили две". Сколько платят за работы белорусских художников
04.04.2018 17:40
—
Новости Культуры
|
Работы белорусских художников часто попадают в заграничные коллекции. Но иногда их покупают и отечественные музеи. Кто выбирает произведения и какие суммы получают мастера, выяснила газета При каждом музее есть фондово-закупочная комиссия, члены которой посещают все крупные выставки (где отбирают наиболее достойные экспонаты), а затем формируют заявку. С 2017 года все заявки должны получить экспертную оценку специалистов из Белорусского союза художников. После этого документы отправляются в Министерство культуры. При этом ведомстве существует специальная экспертная комиссия по произведениям изобразительного искусства. Туда входят именитые мастера, представители музеев, а также сотрудники самого ведомства. Как объяснила «СБ. Беларусь сегодня» начальник управления искусств Ирина Рахвалова, «только музей может выступить заявителем и запросить средства». Комиссия при Минкульте и само ведомство «ничего не ищет, а только рассматривает заявки учреждений культуры». В результате на заседании комиссии решается, на какие произведения потратить выделенные государством средства. Сколько же заплатить автору, чтобы, с одной стороны, не обидеть, а с другой — сэкономить? Этот вопрос с каждым годом вызывает все больше недовольства в художественных рядах. Художница Зоя Луцевич написала на своей странице в соцсетях о том, что представители Минкульта, входящие в состав экспертной комиссии, отказались купить ее знаменитую картину «Марк и Белла» для одного из столичных музеев, мотивировав тем, что «слишком дорого»: — Я и так выставила минимальную цену, эквивалентную 4 тысячам долларов, но они предложили снизить ее до 2 тысяч. Я не согласилась. Помимо уважаемых художников, которые входят в состав комиссии и отстаивают наши интересы, там есть несколько человек, имеющих весьма обывательское представление о мире искусства, которые даже не знают, кто сегодня в фаворе и чьи работы нужно закупать. Не тех художников, кто подешевле, а тех, кто действительно в лидерах. Художник Андрей Басалыга, в прошлом году вошедший в состав экспертной комиссии от союза художников, высказывает свое мнение: — Союз художников настроен на диалог, а не конфронтацию с представителями Минкультуры. Мы стараемся скорректировать те правила и расценки, которые он нам предлагает. Пока же участники экспертной комиссии (члены Белорусского союза художников, очень компетентные и глубоко понимающие проблему профессионалы) вынуждены принимать условия игры, которые нам навязывает ведомство. Я был неприятно удивлен тем подходом в ценообразовании, который практикуют специалисты Минкультуры: пройти по галереям, посмотреть, сколько стоят среднестатистические работы, и вывести такую же абстрактную цену для наших уважаемых мастеров. Оценивать работы, ориентируясь на расценки «улиц», считаю в высшей степени непрофессиональным. И это не может не сказаться на качестве коллекций: все-таки новые поступления нужны для повышения уровня постоянной экспозиции, а не его понижения. Стоимость работ, считает Андрей Басалыга, должна складываться из нескольких показателей: статуса художника, истории продаж других его произведений, их художественного уровня, известности, участия в выставках: — При этом у Минкульта есть достаточно странное, на мой взгляд, требование: работы каждого автора закупать не чаще одного раза в три года. А художники, которые не согласны снизить цену на свое произведение, представителями Минкульта просто не рассматриваются. Так, например, Леонид Хоботов в прошлом году был вынужден продать в фонд НЦСИ свой триптих по заниженной цене. — Цены мы не придумываем, опираемся на конкретные рекомендации о порядке определения размеров гонораров авторам. В каждой категории — свой потолок цены, которая зависит от рода, жанра работы, известности автора. Скажем, за абстракцию — одна цена, за натюрморт — другая, — объясняет порядок оценки начальник управления искусств Минкультуры Ирина Рахвалова. — В последнее время особое внимание уделяем работам молодых художников, оказываем им поддержку и закупаем их произведения для фондов крупных музеев вроде НХМ и Национального центра современных искусств.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Работы белорусских художников часто попадают в заграничные коллекции. Но иногда их покупают и отечественные музеи. Кто выбирает произведения и какие суммы...
|
|