Не стать бы Сомали. 21.by

Не стать бы Сомали

11.04.2011 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



То, что в экономике Беларуси имеет место системный кризис, ясно сегодня любому - от пионера до пенсионера. Рост цен и коммунальных платежей, истерия властей с валютой, массовый перевод работников на неполную рабочую неделю, паника и перебои в поставках среди импортеров - только самые заметные симптомы. И очевиден ступор в правительстве, неспособном сформулировать пути выхода из этого кризиса.

Вот и МВФ выступил с докладом по стране, сформулировав свое видение путей решения наших проблем. Вроде бы правильно фонд диагностирует болезни белорусской экономики, и рецепты лечения выглядят логично. Только настораживает уж очень примитивный и традиционный для МВФ характер этих рецептов. Почти такие же ввергли страны Латинской Америки в 1970-80-е гг. в долгосрочный кризис, последствия которого не изжиты там полностью до сих пор. Как и отрицательное с тех пор отношение там к фонду и его специалистам.

Ну, увидели специалисты фонда, что страна живет не по средствам - это мы и сами знаем. Бегло просмотрели статьи расходов и предложили привести расходы к уровню доходов. Не стали спорить, приняв за базу ожидаемый нашим правительством бурный рост ВВП и экспорта, хотя оснований для такого роста пока и не просматривается. Сочли обоснованным ожидаемый умеренный рост валового госдолга до 2016г. и ожидаемый уровень внешних заимствований. Хотя и здесь не совсем понятно, сумеем ли одолжить и на каких условиях. Но даже при этих уж очень оптимистичных ожиданиях концы все равно не сходятся.

И предложил МВФ нашему правительству два сценария - плохой и очень плохой. В обоих - повышение тарифов на ЖКХ (правительство уже пообещало поднять их на 30% в т.г.), существенное (в 3-6 раз) сокращение финансирования госпрограмм и ужесточение кредитной политики. Возможно - повышение пенсионного возраста. Кроме того, по плохому варианту - девальвация без границ. Как карта ляжет. По очень плохому - девальвация умеренная, но в дополнение к ней резкое сокращение всех бюджетных расходов, включая сокращение зарплат бюджетников. И еще присоветовали перенаправить оставшиеся госинвестиции с жилья на закупку машин и оборудования.

Конечно, предложения МВФ - всего лишь совет. Но только под обязательство ему следовать можно получить там кредиты. А тут еще Россия заговорила о структурных реформах в Беларуси как условии получения российского кредита. Правда, похоже, под реформами там понимают просто продажу им наших наиболее ликвидных предприятий. Что все это означает для Беларуси - кроме необходимости свернуть нашу социально-политическую модель?

Во-первых, резкое снижение уровня жизни населения. Оно неизбежно при всех вариантах: на этот уровень потребления страна не зарабатывает. Даже если найдутся сейчас какие-то кредиторы - это позволит только выиграть какое-то время. А потом те же вопросы встанут вновь. И дело не только в повышении зарплат перед выборами. Гораздо большую угрозу представляет прогрессирующая деградация промышленности, нарастание отставания ее технического уровня от конкурентов, сокращение рынков сбыта. Картошкой и молоком это не восполнить.

Во-вторых, сценарии МВФ лишают нас всех возможностей из этой ямы выбраться. Ну, сократим мы расходы, проведем девальвацию, сбалансируем на каком-то уровне доходы и расходы. Но это будет очень низкий уровень. Нет оснований считать, что девальвация резко увеличит спрос на белорусскую продукцию: спрос на значительную часть нашего экспорта не очень эластичен по цене, да и доля импортной комплектации велика - сильно цены не снизишь. Безработица на этом уровне производства и продаж обязательно возникнет, а это опять расходы. А чтобы увеличить производство, поднять технический уровень продукции, необходимы инвестиции. Без них деградация и промышленности, и сельского хозяйства будет идти нарастающими темпами.

Мы попадаем в замкнутый круг: проводим девальвацию и снижаем госрасходы - без господдержки производство и доходы падают, опять проводим девальвацию и еще сокращаем госрасходы - производство продолжает падать. И так - до уровня Сомали в центре Европы. Приблизительно по такому сценарию, под мудрым идейным руководством МВФ, двигалась Аргентина. Последствия там уже 30 лет сказываются.

Наши либерал-экономисты рас­­считывают, что дефицит гос­инвестиций может быть воз­мещен выручкой от приватизации и притоком иностранных инвес­тиций. Непонятно, на чем осно­вываются такие расчеты. Как бы толерантны ни были белорусы, такие урезания их уровня жизни не могут пройти спокойно, а туда, где нет стабильности, нормальные инвесторы не ходят. И продавать нам, в рамках приватизации, уже особо нечего.

Не думаю, что в сложившихся на мировых рынках условиях у нас слишком большие расходы по госпрограммам. Скорее, их недостаточно. А вот то, как мы их используем, иначе как преступлением перед своим народом и назвать нельзя. Тем более сегодня, когда правительство находится в явном ступоре и неспособно выработать план действий. Но это - не вопрос МВФ, тут мы должны сами разобраться.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
То, что в экономике Беларуси имеет место системный кризис, ясно сегодня любому - от пионера до пенсионера.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика