Ученые расшифровали ДНК древней панды. 21.by

Ученые расшифровали ДНК древней панды

20.06.2018 09:20 — Разное |

Ученые впервые извлекли обрывки ДНК древних панд из останков возрастом в 20 тысяч лет и обнаружили, что в недавнем прошлом на юге Китая жил еще один вид этих медведей, полностью вымерших впоследствии. Статья опубликована в журнале Current Biology, краткий перевод размещен на popmech.ru.

«ДНК этой панды говорит нам о том, что она была близким, но не прямым родичем ее современных кузенов. При этом не была их предком и представляла собой отдельный вид со своей историей. Это говорит о том, что мы обязательно должны извлечь и изучить геномы других древних панд для понимания того, что „загнало“ их в небольшой уголок Китая, где они сейчас живут», — рассказал Цяомэй Фу из Института палеонтологии и палеоантропологии КАН в Пекине.

Фото: perec.info

Большие панды (Ailuropoda melanoleuca) — единственный вид семейства медвежьих, представители которого питаются исключительно растительной пищей. В день панде нужно около 30 килограммов бамбука, поэтому ест она почти всегда, когда не спит. Однако до сих пор довольно мало известно о том, где и когда жили предки панд и как именно они перешли на полностью вегетарианскую диету.

Только недавно палеонтологи выяснили, что древнейшие «бамбуковые медведи» жили не в Азии, а на территории Европы; их останки обнаружили в Венгрии. Но если панды появились на территории Европы, то как их потомки оказались в Китае и почему их родственники вымерли в других регионах мира?

Фу и ее коллеги сделали первый большой шаг к разгадке этой тайны, выделив фрагменты ДНК из зубов и и челюсти панды, чьи останки были недавно найдены в пещере Цычжуто на юго-востоке Китая, в районе Гуанси, в нескольких тысячах километров от современного «царства панд» в горах провинции Сычуань.

Эти останки, как отмечают ученые, попали в почву на дне пещеры примерно 22 тысячи лет назад. По этой причине палеонтологи не ожидали найти в них следы ДНК — как объясняет Фу, ДНК очень плохо сохраняется во влажных и жарких тропиках, она обычно быстро вымывается из зубов и костной ткани.

Но на этот раз ученым удалось выделить и восстановить митохондриальную ДНК (мтДНК) — особую часть генома, которая передается от матери к ее детям вместе с митохондриями, клеточными «энергостанциями». Мутации в ней накапливаются достаточно медленно, что позволяет использовать мтДНК для изучения родственных связей между индивидами и таксонами.

Фрагменты ДНК древней панды рассказали ученым много интересного. От мтДНК ее современных родственников ДНК древних панд отличали 18 мутаций. Это говорит о том, что панды из пещеры Цычжуто принадлежали к родственному виду панд, отделение которых от современных бамбуковых медведей произошло 183 тысячи лет назад.

Открытие нового вида панд, как объясняет Фу, позволило ее команде уточнить время появления этого вида. Как показывают их расчеты, панды вида, к которому принадлежал медведь из пещеры, появились примерно 12−10 миллионов лет назад, что совпадает с возрастом венгерского «дедушки» всех панд, Miomaci panonnicum, и его испанского «кузена» Kretzoiarctos beatrix.

Расшифровка других геномов древних медведей, как надеются генетики, поможет нам понять, почему панды из Цычжуто и их родичи, жившие в тропической части Китая, полностью вымерли, тогда как обитатели лесов Сычуаня продолжают существовать и по сей день.