Начало путешествия по железной дороге начинается со встречи с билетным кассиром. Именно у него мы получаем заветный билетик, дающий право на поездку по нужному маршруту, можем получить необходимую нам информацию или консультацию. Железнодорожный кассир — специалист, в ведении которого находится продажа билетов с последующим оформлением и регистрация документов на льготный проезд. Работник, профессионально знающий свое дело, всегда обслужит клиента быстро и четко.
Елена Константиновна Ераховец билетным кассиром железнодорожной станции «Красное Знамя» трудится уже 36 лет — с июля 1982 года. Уроженка деревни Заречье, одно время она работала продавцом в универсаме «Центральный» и жила в Минске. Но, выйдя замуж, вернулась в родные места и, учитывая опыт работы продавцом, не побоялась стать по другую сторону стекла билетной кассы, стала трудиться на железной дороге. Вместе с ней на станции трудятся 3 билетных кассира и один разъездной.
— У меня был опыт работы с кассой, с деньгами, с покупателями, — улыбается Елена Константиновна. — У меня это хорошо получалось, я понимала всю ответственность и, можно сказать, работы не боялась. Окончила профессиональные курсы по подготовке кассиров железнодорожных касс, приступила к работе. Конечно, когда я начинала работать, пассажиров было намного меньше. Но вырос поселок, расстроилась птицефабрика, и пассажиропоток стал намного больше. Да и наша станция стала выглядеть более современно после произведенного недавно ремонта.
К слову, на станции «Красное Знамя» предусмотрена одна касса. Поэтому кассиру необходимо быстро и внимательно обслуживать клиентов. А обилечивать порой приходится до 600 человек в день!
— Работу кассира легкой не назовешь, — признается женщина. — Она требует бдительности, быстроты, внимательности и, безусловно, добросовестности. Кроме того, что мы обилечиваем пассажиров пригородных электропоездов, выдаем и билеты по маршрутам дальнего следования: такие поезда у нас на станции не останавливаются, но приобрести билет можно и у нас. Бывает и такое, что пассажиры заказываю билеты посредством Интерета, к нам приходят их распечатывать.
Кассир железнодорожной кассы должен не просто уметь продавать билеты, а и знать правила перевозки пассажиров и технической эксплуатации железнодорожных путей, то есть представлять работу железнодорожной инфраструктуры, знать схему расположения мест в вагоне, о действии льготного проезда и правилах продажи льготных билетов, какие документы необходимы для проезда в специальные зоны и многое другое. Да и порой пассажиру необходимо несколько раз повторить необходимую информацию.
Елена Константиновна на своем рабочем месте – не просто приятный собеседник для пассажиров. Она – профессионал своего дела.
— Это целая наука, как нужно общаться с пассажирами, — уверена билетный кассир. — Даже от того, как я поздороваюсь с ними, во многом зависит результат моей работы.
Билетному кассиру нужно уметь разговаривать с людьми, уметь сопереживать их чувствам, уметь найти правильную линию поведения даже в нестандартной, а порой и в экстремальной ситуации. Часто приходится проявлять терпимость к пассажирам, находить компромисс, улыбаться. Бывает, что пассажир чем-то недоволен, «сорвался» на кассира. И тогда даже в конце дня не покидает чувство расстроенности, обиды. Но есть и обратная сторона: очень много сегодня встречается пассажиров, особенно среди молодежи, которые возьмут билет и обязательно пожелают доброго дня, скажут что-то приятное. И это, конечно, очень радует и придает силы.
Билетный кассир часто становится первым или последним лицом, с которым общается пассажир в здании вокзала. Уверена, что пассажиры станции «Красное Знамя» даже через стекло кассы чувствуют исходящие от Елены Константиновны позитив и понимание.
— Каждая работа по-своему интересна, каждая требует внимательности и определенных навыков и умений, — говорит Елена Константиновна. — Я, можно сказать, все свое трудолюбие отдала работе на железной дороге и не пожалела ни разу о выборе профессии. Мне нравится моя работа, нравится форма, нравится помогать людям…
Состоялась Елена Константиновна не только как любящая жена и мама, но уже и как бабушка: в середине июля у нее родилась долгожданная внучка Яночка, о которой новоиспеченная бабушка рассказывает с особым теплом и трепетом.
— Завтра все работники железной дороги будут отмечать свой профессиональный праздник, — говорит кассир. — Мне хочется пожелать всем здоровья, удачи, вежливых пассажиров и достойных зарплат. Хочется, чтобы на железную дорогу приходило как можно больше молодежи. Надеюсь, так оно и будет!
Ольга ЦЫБУЛЬКО.