Президент Беларуси поручил доработать проект указа о деятельности органов власти первичного уровня. 21.by

Президент Беларуси поручил доработать проект указа о деятельности органов власти первичного уровня

03.03.2010 05:13 — Новости Общества | БелТА  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: БелТА

18 мая, Минск /Корр. БЕЛТА/. Совершенствованию работы органов местного управления и самоуправления первичного звена в ближайшее время должно быть уделено первостепенное внимание. Такое мнение высказал 18 мая президент Беларуси Александр Лукашенко на совещании, посвященном повышению роли органов власти первичного уровня в решении проблем жизнеобеспечения населения. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе главы государства.

Как подчеркнул белорусский лидер, недавно сформирован новый состав правительства, оптимизирована система республиканских органов государственного управления. "При этом мы исходили из того, что на данном этапе органы власти работают удовлетворительно, и обошлись без больших изменений и, более того, без существенной ломки республиканского уровня управления", - отметил президент. В стране выстроена и надежно функционирует "вертикаль власти" по принципу: республика - область - район - город.

В настоящее время в стране работают 1 тыс. 385 сельских, 67 поселковых и 13 городских исполнительных комитетов районного подчинения. По мнению президента, это значительные силы. По словам Александра Лукашенко, они должны не только проводить государственный курс на селе и в небольших городах, но и разрешать на местах проблемы граждан, реально влиять на качество их жизни и настроения.

Приближение власти к народу, к конкретному человеку необходимо начинать с первичного, наиболее массового звена, с тех структур, куда чаще всего обращаются люди, убежден Александр Лукашенко. Президент подчеркнул, что на третьем Всебелорусском народном собрании перед всеми структурами госвласти "была поставлена задача повернуться лицом к людям, поэтому нынешнее совещание проводится именно с точки зрения решения этой задачи".

По словам главы государства, к сожалению, на уровне первичного звена проблем еще немало. Президент считает неприемлемой такую ситуацию, когда "наверху" принимаются важные решения, а на местах начинается "пробуксовка".

Наиболее слабым звеном в системе исполнительной власти являются сельские исполкомы, заявил белорусский лидер. Об этом свидетельствуют многие факты, и в частности то, что наибольшее количество жалоб и обоснованных нареканий вызывают именно недостатки в работе первичного уровня власти. А ведь оценка гражданами общего положения в стране, эффективности функционирования всей системы государственного управления, как правило, начинается с местных органов власти. Как подчеркнул белорусский лидер, людей в первую очередь волнует, как обстоят дела в том населенном пункте, где они живут, насколько хорошо там работает местный исполком, какую роль он играет в решении проблем населения - активную, деловую или же пассивную.

Президент подчеркнул, что центральной фигурой в местном управлении первичного уровня является председатель сельского, поселкового исполкомов. На него возлагается большая ответственность за состояние дел в населенных пунктах.

Александр Лукашенко добавил: "Практика показывает, что нынешняя нормативно-правовая база работы органов местного управления первичного уровня не соответствует тем возросшим требования и задачам, которые выдвигает жизнь". Особенно явно это проявилось, когда по поручению президента Комитет государственного контроля провел проверку деятельности местных органов власти в Шкловском районе и других районах Могилевской области в конце прошлого года. Тогда были вскрыты серьезные недостатки и просчеты в работе сельских и районных исполкомов, которые типичны для всех регионов республики.

"Как оказалось, многие вопросы по организации работы руководителей сельских исполкомов вообще нормативно не урегулированы, или же урегулированы слабо. Нигде конкретно не оговорены их функциональные обязанности и права, - подчеркнул Александр Лукашенко. - Райисполком не имеет юридически закрепленной возможности влиять на решение кадровых вопросов на этом уровне. Связано это с тем, что, по сути, должность председателя исполкома первичного звена является выборной: он наделяется соответствующими полномочиями с момента его избрания председателем Совета депутатов".

У председателей исполкомов этого звена, в свою очередь, отсутствуют рычаги воздействия на руководителей субъектов хозяйствования. "Как в таких условиях можно эффективно реализовывать государственный курс на местах?", - задал резонный вопрос белорусский лидер.

Президент заявил о необходимости совершенствования экономического и организационного обеспечения работы органов государственной власти первичного звена. Александр Лукашенко, в частности, считает совершенно недопустимым тот факт, что некоторые сельские исполкомы размещаются в зданиях, непригодных к эксплуатации.

"Тенденция последнего времени такова, что мы все больше наделяем эти органы власти теми функциями, которые раньше выполняли сельхозпредприятия. Зачастую вышестоящие исполнительные комитеты также перекладывают на первичное звено власти ответственность за решение вопросов, которые логично было бы замыкать на уровне района. При этом соответствующих финансовых и экономических рычагов им не предоставляется", - констатировал президент.

В конце 2005 года глава государства дал поручение председателю Совета Республики Национального собрания Геннадию Новицкому принять меры по отладке системы взаимодействия органов местного управления с другими властными структурами. "Главным в обсуждении вопросов повышения роли органов власти первичного уровня должна быть нерушимость стержня вертикали власти сверху донизу", - отметил Александр Лукашенко. По его словам, местные органы власти - это государственные органы власти, и все здесь должно быть четко и понятно.

Президент подчеркнул: "Все команды и распоряжения должны проходить сверху донизу мгновенно и так же мгновенно выполняться".

На совещании был детально обсужден проект Указа, предусматривающего принятие Положения о председателе сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) исполнительного комитета. Этот документ, как считает глава государства, должен стать одним из важных шагов, направленных на повышение роли органов власти первичного уровня в решении повседневных проблем людей.

В ходе состоявшейся дискуссии были высказаны различные точки зрения относительно положений документа. Как отметил председатель Совета Республики Национального собрания Геннадий Новицкий, изучение опыта других стран показывает, что действующая в настоящее время в Беларуси система местного самоуправления в основном соответствует сложившейся общественно-политической и социально-экономической ситуации и в кардинальных изменениях не нуждается. Однако с учетом поставленных главой государства масштабных задач по повышению уровня жизни населения требуется принять ряд соответствующих шагов.

Геннадий Новицкий в этой связи отметил необходимость осуществить комплекс мер по укреплению Советов депутатов и исполкомов низового звена. Они обязаны решать больше местных проблем, чем делают это сейчас. "Частично данный процесс уже идет. Многие сельские, поселковые исполкомы и Советы все больше концентрируются на решении вопросов оказания услуг населению – это обработка земельных участков, ремонт дорог, уборка урожая", - пояснил он. Однако это повлечет за собой и некоторое увеличение численности работников аппаратов сельских и поселковых исполкомов, считает председатель Совета Республики.

В ближайшей перспективе, по мнению Геннадия Новицкого, не обойтись без оптимизации количества сельских и поселковых Советов, а также укрупнения некоторых из них.

Исходя из численности населения, специфики и особенностей регионов предлагается дифференцировать должностные оклады работников сельских и поселковых Советов и исполкомов в зависимости от объема и сложности выполняемых работ, отметил Геннадий Новицкий. Подобный принцип, как считает он, можно было бы распространить на Советы базового и областного территориальных уровней.

Для реализации предстоящих задач важно и осуществлять укрепление материально-технической базы органов управления низового звена, которые на сегодняшний день зачастую оказываются в положении финансовой беспомощности. Кроме того, наблюдается тенденция постепенного отстранения Советов и исполкомов низового уровня от их непосредственных функций – исполнения своих же бюджетов. Они практически лишены расходных полномочий. "Полагаю, здесь должна быть "золотая середина": конечно, распылять средства нельзя. Однако маневр для решения конкретных задач на низовом уровне должен быть", - убежден Геннадий Новицкий.

Он также высказался за принятие нормативного правого акта, который определял бы минимальную налоговую базу Советов и исполкомов низового уровня, закреплял порядок и доходные источники формирования их бюджетов, а также расходные полномочия.

Более эффективное разрешение Советами и исполкомами всех уровней имеющихся на местах проблем объективно требует усиления их взаимодействия с республиканскими органами государственного управления. "Полагаем, что должен быть учрежден специальный орган, который бы "замыкал" на республиканском уровне всю систему Советов депутатов и обеспечивал их взаимодействие", - с таким предложением выступил председатель Совета Республики.

Он озвучил также возможный вариант построения с функциональной точки зрения системы взаимоотношений местных Советов с другими государственными органами.

По его мнению, утверждение рассматриваемого Положения о председателе сельского, поселкового исполкома даст возможность более оперативно и системно решать возникающие на местах проблемы людей. Геннадий Новицкий высказался также за внесение со временем изменений в закон о местном управлении и самоуправлении.

Вместе с тем он признал, что проект указа не охватывает все имеющиеся в данной сфере проблемы.

Министр юстиции Виктор Голованов особо подчеркнул, что в проекте указа впервые определяются функции руководителя исполкома первичного уровня. Документ направлен на улучшение организации власти на местах путем совершенствования порядка назначения председателей исполкомов первичного уровня. В проекте указа сохранен существующий порядок утверждения в должности председателя исполкома: он избирается из числа депутатов на сессии соответствующего Совета депутатов тайным голосованием на четыре года. Кандидатура на должность председателя сельского Совета вносится депутатами этих Советов и председателями вышестоящих Советов. Вместе с тем проектом впервые предлагается дополнительно согласовывать кандидатуры таких лиц с председателем районного исполнительного комитета.

В целях повышения ответственности председателя исполкома первичного уровня в проекте документа предусматривается заключение с ним контракта председателем районного исполнительного комитета.

В проекте указа значительно повышается роль председателей исполкомов низового уровня в проведении государственной политики на селе.

Во время совещания свою точку зрения относительно положений проекта указа высказали председатель Палаты представителей Национального собрания, уполномоченный представитель главы государства в Гомельской области Владимир Коноплев, Председатель Конституционного Суда Григорий Василевич, председатель Витебского областного Совета депутатов Александр Атясов, председатель Молодечненского райисполкома Семен Касабуцкий, председатель Залесского сельского Совета депутатов Чечерского района Наталья Шевцова и другие приглашенные.

В числе озвученных предложений – включение в проект указа ответственности председателей органов власти первичного уровня за социально-экономическое развитие региона, активизация процесса совершенствования территориально-административного устройства республики.

Подводя итоги, президент подчеркнул: в представленном виде данный документ является довольно слабым. "Надо сделать указ основательным, сильным, полномасштабным, прописать в нем положения, касающиеся финансирования, полномочий председателей, численности работников, критериев определения заработной платы. Принять Положение – это полдела. Но необходимо обратиться в целом к проблемам первичного звена власти. Именно такой нужен нормативно-правовой акт, тогда он будет революционным и нести какие-то новации. Поэтому важно подготовить более объемный указ, который бы четко и однозначно отвечал на поставленные вопросы. Никаких юридических "вывертов" в документе быть не должно", - заявил Александр Лукашенко.

Президент указал также на необходимость определить перечень мероприятий, за осуществление которых сельский Совет будет получать средства в свой бюджет. "Надо создать условия для зарабатывания денег. Естественно, будут определенные дотации со стороны областного, районного бюджетов, возможно, даже республиканского. Но ни в коем случае нельзя забирать у сельского Совета заработанные им деньги", - отметил белорусский лидер.

С учетом прозвучавших предложений президент поручил основательно доработать проект указа в течение полугода. "С 1 января 2007 года мы должны начать работать на основании новой системы. Необходимо сделать так, чтобы председатель сельского Совета ценил свою работу, гордился ею. Писать документ должны председатели сельских Советов - они лучше всех знают имеющиеся проблемы и возможные пути их решения. Но и губернатор не должен остаться в стороне", - добавил Александр Лукашенко.

Необходимо четко определиться с процедурой назначения на должность председателя сельского, поселкового и городского (города районного подчинения) исполнительного комитетов.

Глава государства высказался против попыток нагрузить сельские Советы ненужными и несвойственными им функциями. "Главное: сельский Совет должен проконтролировать решение вопроса, видеть, где нужно помочь человеку или подсказать руководителю", - убежден он.

Александр Лукашенко поручил продумать в проекте указа положения, направленные на решение проблемы бюрократизма. "Надо отбить желание у разного рода начальников необоснованно запрашивать справки. Бюрократизм, как и коррупцию, нужно выжигать каленым железом!", - подчеркнул Александр Лукашенко.

Президент не поддержал предложение о создании новой структуры для координации деятельности Советов – это повлекло бы новые финансовые расходы. По мнению главы государства, соответствующую функцию мог бы выполнять на данном этапе Совет Республики.

Александр Лукашенко считает возможным параллельно с корректировкой проекта указа осуществить ревизию нормативно-правовой базы создания и функционирования "вертикали власти". "Нужно эту базу "перелопатить" и привести в надлежащий вид. Возможно, мы могли бы действующие нормативно-правовые акты в этой сфере свести в единый кодекс. Это была бы уникальная вещь", - отметил президент.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
18 мая, Минск /Корр. БЕЛТА/. Совершенствованию работы органов местного управления и самоуправления первичного звена в ближайшее время должно быть уделено...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика