8 апреля - 4-я седмица православного Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Память святого Владимира исповедника, Витебского.
13 апреля - поминовение усопших.
8 апреля - Благовещение по католическому церковному календарю (перенесено с 25.03).
Так уж получается, что снежок, о котором все от мала до велика с необыкновенным трепетом беспокоятся перед Новым годом, решил, как говорили прежде, "перевыполнить план на 200 процентов". Слово свое он сдержал, и мы узнали настоящую метель, описанную классиком литературы. Но то, что теперь нам кажется чем-то из ряда вон выходящим и воспринимается практически чрезвычайной ситуацией, если не вовсе стихийным бедствием, было вполне нормальным явлением ранее. Как говорили наши бабушки: "Снегу намятала адразу столькi, што потым паверх варот на санках ездзiлi". Затем весь этот снег уплотняется в твердый наст и лед и, конечно же, в конце концов начинает таять под весенним солнцем. И когда вскрываются реки, жителям многих белорусских приречных деревень, особенно на Полесье, без крепких лодок не обойтись. На них доплывают до соседей, административных зданий и магазинов. Когда в Столинском районе Брестской области разливается Горынь, да и не только она, получается белорусская Венеция - кстати, чудесный объект для туристов-экстремалов, к тому же рядом, под боком. Именно про такое время говорили в народе: "Шчупак хвастом лёд разбiвае". Но даже тогда, когда рыбку приходилось добывать самим, никто на рожон не лез, помнили, что "з проламкi ня кожны выбiраецца".
На это время приходится середина Великого поста, или, как говорили, "сярэднепосцце". В некоторых западных районах период называют "хрэсцы". До начала полевых работ еще довольно далеко, но загодя продумываются все главные дела - и земледельческие, и все остальные. Что интересно, их символика воплощалась в совершенно неожиданном виде - в выпечке. В большинстве регионов Беларуси женщины выпекали постное "печыва" в виде крестиков. Форма этих печеньиц из несдобного теста перекликалась еще и с ближайшей трудовой перспективой - напоминала плуг, борону, серп, косу и др. Такое "печыва" раздавалось по гендерному принципу: дочкам и всем женщинам в семье - "серпы", мужчинам и сынкам - "плужкi", "рыдлёўкi" и т.д. Печенья выпекалось много, и часть его, завернув в льняную "хусцiнку", прятали за образами. Впоследствии эта обрядовая, знаковая выпечка вынималась по мере начала тех или иных работ - с ней в первый раз шли в поле, выгоняли корову на пастбище, женщины съедали несколько таких печеньиц в пору "спякотнага жнiва", чтобы придать себе силы: считалось, оно помогает от болей в пояснице и спине. Эти "хрэсцi" служили своеобразным оберегом от всякой напасти - от пожаров, засухи, эпидемий и прочего.
В середине Великого поста следили также и за погодными проявлениями. Теплое "сярэднепосцце" на Витебщине предвещало неурожай грибов, ягод и лесных орехов, а такая же погода в западных регионах, наоборот, обещала доброе и богатое лето.